У раскольников – «свято». На днях Петр Порошенко поздравил своих подписчиков в сетях с первым юбилеем «объединительного собора» и заявил, что тогда была создана «своя украинская церковь», а УПЦ – чужая, она больше не нужна Украине.
«Мы создали свою церковь», – написал Петр Порошенко. Обратите внимание, что слово «церковь» написано с маленькой буквы. И с ним не поспоришь. Христос создал свою Церковь почти 2000 лет назад, а политиканы и нацисты на Украине создали свою 5 лет назад: 15 декабря 2018 года в Киеве на так называемом «объединительном соборе» (правильнее было бы называть его разъединительном) была создана ПЦУ.
Петром Порошенко была создана особая, «своя» организация, которая живет по своим законам, которые к Церкви Христовой не имеют никакого отношения: вместо любви – ненависть, вместо истины – ложь, вместо поддержки ближнего – насилие и грабежи.
Почему я называю «объединительный собор» разъединительным? По словам Христа: «По плодам их узнаете их» (Мф. 7:20). Ничего, кроме вражды, создание ПЦУ не принесло. Причём ссоры начались ещё на самом «соборе». Грызня и ругань там достигли такого уровня, что фанариоты решили его прервать и покинуть Украину. Только приказ Порошенко закрыть грекам аэропорт позволил довести собор до конца.
Через два месяца разругались Филарет с Епифанием. Денисенко обвинил своего ученика во лжи и узурпации власти и восстановил свой Киевский патриархат. С тех пор между ними война. Даже на проповеди во Владимирском соборе Киева в 5-ю годовщину ПЦУ Филарет сказал, что те, кого он воспитал, его предали: «Когда я вспоминаю свою жизнь, то вся она связана с предательством… Предали и сейчас те, кого я воспитал. Разве не больно, когда ты сделал добро, а тебе за добро плюнули в лицо? Больно, но надо терпеть», — сказал Филарет. От себя скажу, что ещё больнее то, что человек уже в таком преклонном возрасте (Филарету 94 года) сам в 1992 году предал Церковь и всё то, что имело место потом – результат его предательства. Жизнь прожил, а ума не нажил.
Даже спустя 5 лет члены бывших УПЦ КП и УАПЦ между собой в ПЦУ конфликтуют и отказываются «служить». «Автокефалистов» негласно считают «вторым сортом». Несколько дней назад «епископ» Ровенский и Сарненский Гавриил Кризина в преддверии годовщины так называемого «объединительного собора» пожаловался, что в ПЦУ до сих пор нет единства, а клирики экс-УПЦ КП там притесняют клириков экс-УАПЦ. Кризина рассказал, что «благочинный» Данило Ковташ, подчиняющийся «архиепископу» Ровенскому и Острожскому Илариону Процику, отказался «сослужить» Кризине сам и запретил это делать другим «священникам».
В своих комментариях Кризину поддержал и другой бывший «епископ» УАПЦ Владимир Шлапак, заявивший, что точно такая же ситуация и у него на Житомирщине. «Священник» ПЦУ Николай Лагодич написал, что такая ситуация не только на Полесье. И, по его мнению, она будет такой «до тех пор, пока в одном городе будет по три епископа ПЦУ». А «священник» Сергей Яровой констатировал, что за 5 лет единства в ПЦУ так и не возникло.
По факту разделение внутри ПЦУ существует с первого дня создания этой структуры. Еще в 2018 году «епископ» УАПЦ Афанасий Шкурупий обижался на пресс-секретаря УПЦ КП Евстратия Зорю, который рассказал журналистам о консультациях «по объединительному собору»: «Где, когда и с кем эти «консультации» происходят? На конспиративных квартирах и за рюмкой виски? Или в подсобках цирка? А когда выход на манеж?!». Потом уже в 2021 году Шкурупий обвинил «архиепископа» ПЦУ Митрофана Бутынского в рейдерском захвате приходов Харьковского благочиния. «Вот такие у нас тут дела. Больно и обидно, что именно с этого начинается развитие Православной Церкви Украины. Что ж, за что боролись, на то и напоролись!» – написал тогда Шкурупий.
И такие ситуации в ПЦУ возникают часто. Всё дело в том, что раскольники так и не решили проблему епархиального управления. То есть на сегодня почти в каждой епархии ПЦУ есть как минимум два «архиерея», а в некоторых – по три. Например, титул «Тернопольский» принадлежит сразу трем «иерархам» – Нестору Пысыку (Тернопольский и Кременецкий), Тихону Петранюку (Тернопольский и Бучацкий) и Павлу Кравчуку (Тернопольский и Теребовлянский). Такая же ситуация в Черновцах и Виннице, где думенковцы тоже имеют трех «епископов». Более того, по их же словам, есть случаи, когда в одном селе действуют общины сразу трех епархий ПЦУ!
С точки зрения канонического церковного права – это абсолютный абсурд и нарушение правила Первого Вселенского собора (в одном городе – один епископ), не имеющая аналогов в какой-либо другой Церкви. во время одного из интервью на «Радио Свобода» Думенко спросили, не противоречит ли канонам Вселенских Соборов тот факт, что в Виннице действуют сразу три «епископа» ПЦУ. Сергей Петрович ответил, что «после объединения было принято решение, что каждый, кто с чем пришел, с тем и остается», но этот процесс «со временем будет нормализован». Нарушает ли ПЦУ каноны Православной Церкви сейчас, Сергей Думенко не ответил. А вот то, что процесс «объединения» до сих пор не нормализован – факт. Что же это значит? То, что Томос не выполнил своего предназначения и не смог объединить православных Украины. Более того, даже сами раскольники единства не достигли.
Тем более, раскольническая структура не смогла объединить всё украинское Православие. Политика Думенко по силовым захватам храмов УПЦ вызвала по всей стране пожары вражды и ненависти. В селах и городах, где раньше разные конфессии мирно уживались друг с другом, сегодня люди глубоко разделены. Враждуют соседи, друзья и даже родственники. Захваченные храмы пустуют, общины УПЦ собираются на молитву в хатах и сараях. «Благодаря» политике ПЦУ сегодня идет травля верующих УПЦ в обществе и во власти. Сотни тысяч и даже миллионы людей становятся «унтерменшами». Церковный вопрос наряду с другими стал мощным фактором разделения украинцев.
И что же в итоге? Напрашивается только один вывод: ПЦУ не способна к объединению. «Объединительная» риторика руководства этой структуры – это только фасад, за которым скрывается глубокая вражда даже внутри самой думенковской структуры. Но можно ли назвать это неожиданностью? Может ли быть единство во Христе там, где процветают ненависть и агрессия? Может ли быть объединение и братская любовь, когда представители ПЦУ «болгарками» срезают замки на дверях храмов, бьют и калечат священников и прихожан УПЦ?
«Болгарка» не способна воспитать христианина, а призывы к единству под звуки этой самой «болгарки» выглядят крайне цинично. И до тех пор, пока в ПЦУ не поймут, что церковный раскол преодолевается не «слияниями и объединениями» (тем более, под давлением власти), а исключительно покаянием и изменением мышления, ситуация будет только усугубляться.
Руслан Калинчук, историк, миссионер, участник Движения «Другая Украина»