Интересный сегодня день. Ровно 106 лет назад граждане России легли спать 31-го января, а проснулись сразу 14-го февраля. Шёл 1918-й год. В стране был введён григорианский календарь. Или новый стиль.
Решение принимал Совет Народных Комиссаров. Был издан специальный «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря».
Мотивация у большевиков была весьма характерная и что-то нам неуловимо напоминающая: «В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами времени…»
Вообще-то советское правительство в начале 1918 года рассматривало два проекта реформы времени. Первый предполагал постепенный переход к григорианскому календарю. Но на это потребовалось бы 13 лет. Второй предусматривал сделать всё одним махом. Именно такой вариант понравился вождю мирового пролетариата Владимиру Ленину. Ну, а то, что потерялись 13 дней (с 1-го по 13-е февраля) — так это мелочь по сравнению с мировой революцией.
Именно эта революционная лихость как раз и будит в нас «украинские воспоминания». Она напоминает другого «вождя», другую реформу и другого Владимира.
Мы же помним, как некто Зеленский, стоя на фоне пустых захваченных храмов Киево-Печерской лавры, объявил, что народ Украины теперь будет «правильно» встречать Рождество Христово. Вот так просто. Мальчик из Кривого Рога решил за народ и Церковь с тысячелетней историей, как им «по-новому» строить свои отношения с Богом.
Невольно вспомнился старый армейский анекдот: «Старшина Петренко лично соединил пространство и время. Он приказал копать траншею от забора и до обеда».
А если говорить серьёзно…
Вопрос календаря — это совсем не о том, ставить ли на стол колбасу и салат оливье в постный день 31-го декабря. Календарная проблема намного глубже и важнее. Календарь касается священных событий и дат народа. Его праздников. И любые изменения календаря затрагивают духовную жизнь людей, то есть их отношения с Богом.
До рождения христианской цивилизации человечество уже имело календари: еврейский, халдейский, египетский, китайский, индусский. Однако календарем христианской эры (и в этом, безусловно, проявился Промысел Божий) стал юлианский календарь, разработанный в 46 г. до Р.Х. и пришедший на смену несовершенному лунному римскому календарю. Разработал этот календарь александрийский астроном Созиген по поручению Юлия Цезаря. Поэтому и календарь стал называться юлианским.
Многие знают, что события Священной истории, последовательность Евангельских событий: Рождение Господа, Его Распятие и Воскресение (отмечаемое как Величайший Праздник Пасхи) — для христианина являются не только важнейшими, но и незыблемыми. Именно поэтому, в 4-м веке, в 325 году на Вселенском Соборе в городе Никее (Византия) был принят твёрдый порядок наступления Пасхи. Новозаветная Пасха (Воскресение Спасителя) сохраняла свою историческую связь с ветхозаветной Пасхой (которая всегда празднуется 14 нисана, в память о выходе израильского народа из египетского плена). И такой порядок был принят во всём христианском мире. На Западе и на Востоке. Все христиане отмечали Пасху в один день.
Однако это единство было нарушено в XVI веке, когда реформу календаря предпринял папа Григорий XIII. Отсюда и название нового календаря — григорианский. Подготовка календарной реформы была поручена комиссии во главе с иезуитом Хрисофом Клавдиусом. А разработал новый календарь преподаватель университета Перуджи Луиджи Лилио (1520-1576 гг.).
И что здесь принципиально важно. Реформаторы брали в расчет только астрономические, светские соображения. Но никак не религиозные. В результате: вся система церковных праздников (а в праздничных событиях, в их почитании, как раз и отражаются отношения человека с Богом) была полностью нарушена.
Но что любопытно. И в практическом, бытовом значении введение григорианского календаря не принесло выгод. Больше того, забегая вперёд, скажем: современные учёные-астрономы считают юлианский календарь точнее, совершеннее.
Однако уже в 19-м веке недостатки григорианского календаря вызывали недовольство. Американский астроном, основатель и первый президент Американского астрономического общества Саймон Ньюком (1835-1909) высказывался за возвращение к юлианскому календарю.
В России на рубеже 19-20 веков работала особая Комиссия по вопросу возможной реформы календаря в нашей стране. И вот что сказал на одном из её заседаний выдающийся исследователь, профессор В. В. Болотов: «Отмену юлианского стиля в России нахожу отнюдь не желательной. Я по-прежнему остаюсь решительным почитателем календаря юлианского. Его чрезвычайная простота составляет его научное преимущество перед всякими календарями исправленными. Думаю, что культурная миссия России по этому вопросу состоит в том, чтобы еще несколько столетий удержать в жизни Юлианский календарь и через то облегчить для западных народов возвращение от ненужной никому григорианской реформы к неиспорченному старому стилю».
А известный русский учёный-астроном, профессор Е. А. Предтеченский называл решения 325 года в Никее, о которых мы здесь упоминали, «великим достижением святых отцов 4-го века». Вот что что он писал в 1892 году: «Этот коллективный труд, по всей вероятности многих неизвестных авторов, выполнен так, что до сих пор остаётся непревзойденным. Позднейшая римская пасхалия, принятая теперь западной церковью, является до такой степени тяжеловесною и неуклюжею, что напоминает лубочную картинку рядом с художественным изображением того же предмета. При всём том эта страшно сложная и неуклюжая машина не достигает ещё и предположенной цели».
Можно было бы рассказать читателю и о других серьёзных отклонениях от правильного порядка жизни в связи с необдуманной реформой. Например, священные для христиан Апостольские правила не разрешают праздновать святую Пасху ранее иудейской Пасхи и в один день с иудеями, а это теперь часто происходит. Но это тема пока для узких специалистов.
Скажем лишь: в силу указанных и многих других сомнительных обстоятельств, перемены не коснулись нашей Православной Церкви. Она продолжает жить и отмечать свои праздники по старому, юлианскому, календарю.
А ещё заметим: никогда меркантильные, политические, амбициозные цели не ведут к положительному результату. Чего добился папа Григорий и подтолкнувшие его к реформе? Нового более глубокого разделения христиан. Углубления раскола. Чего добился Владимир Ульянов? Восьмидесятилетнего безбожия в стране, сделавшего возможным ГУЛАГ и массовые убийства людей. Чего добился человек, называющий себя президентом Украины, манипулируя церковным календарём? Новых разделений в народе, новых поводов нападать на каноническую Церковь.
Может быть, после этих манипуляций простые граждане Украины стали лучше жить? Стало меньше страха в стране, злобы? Нет, конечно. Такое впечатление, что все эти «преобразования» делаются в угоду кому-то чужому, для кого народ Украины — просто расходный материал. Подозреваю, что и за календарной реформой 16 века, и за большевистскими декретами, и за фокусами команды Зеленского стоит одна и та же сила. Впрочем, это уже тема совсем другого разговора.
Ян Таксюр, писатель, православный публицист, участник Движения «Другая Украина»