4 марта. День в истории - Другая Украина
Предыдущая статья
Следующая статья

4 марта. День в истории

4 марта

Памятник Минину и Пожарскому был установлен на Красной площади в Москве 4 марта 1818 года, в честь событий 1613 года, когда объединенное народное ополчение под предводительством нижегородского старосты Кузьмы Минина и воеводы князя Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов.

Идея создания монумента, впервые возникла в 1803 году у членов прогрессивного «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств», одним из которых был скульптор Иван Мартос. К 1804 году он разработал программу будущего памятника, а через некоторое время выполнил и первую скульптурную модель. Однако из-за загруженности Мартоса срочными работами исполнение монумента было на время приостановлено.

В 1808 году с инициативой увековечить подвиг народных героев решили жители Нижнего Новгорода, и были поддержаны императором Александром I. В конце 1808 года в Императорской Академии художеств состоялся конкурс на лучший проект монумента, в котором победил проект Мартоса, который был значительно переработан в сравнении с первоначальным вариантом.

В 1809 году была объявлена всенародная подписка по сбору средств на сооружение монумента.

Когда к 1811 году была собрана значительная сумма, по просьбе скульптора решено было поставить памятник в Москве.

Первоначально памятник планировалось установить к 200-летию событий, но начавшаяся Отечественная война 1812 года приостановила ход работ. К середине 1812 года Мартос создал малую модель монумента, а в начале 1815 года – большую модель, в масштабе памятника. После этого модели были выставлены на суд публики, которая единогласно их одобрила.

Летом 1816 года после окончания всех подготовительных работ состоялась отливка скульптурной группы из бронзы (сплав меди с другими элементами) в литейной мастерской Императорской Академии художеств в Петербурге.

После окончания работ летом 1817 года части памятника перевезли водным путем из Петербурга в Москву. 

Конкретное место для установки памятника на Красной площади определил сам Иван Мартос. Его поставили посредине Красной площади перед портиком Торговых рядов (ныне на их месте торговый комплекс ГУМ). 

Постамент памятника Мартос украсил двумя барельефами. На переднем барельефе «Нижегородские граждане», скульптор изобразил людей, которые жертвуют богатства на защиту Родины. Среди фигур – сам Мартос и двое его сыновей, которые отправляются на войну. На заднем барельефе «Изгнание поляков» скульптор изобразил князя Пожарского, который гонит захватчиков из Москвы. На лицевой стороне пьедестала вызолочена надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818».

Торжественное открытие монумента состоялось в Москве  при стечении огромного количества людей и в присутствии членов императорской фамилии во главе с императором Александром I. 

Памятник Минину и Пожарскому стал первым монументом, сооруженным в Москве. До начала XIX века в городе в честь важных исторических событий устанавливали триумфальные арки, часовни и храмы.

В 1851 году при памятнике учредили постоянный караул из нижних чинов полиции, для которого установили подвижную будку.

После революции 1917 года существовала угроза уничтожения монумента, звучали предложения по его переплавке, но эти планы не осуществились. Однако памятник создавал помехи для транспорта и демонстраций, и поэтому в 1931 году монумент перенесли к собору Василия Блаженного, где он находится и сегодня.

В 1960 году памятник Минину и Пожарскому был взят на государственную охрану. Памятник находится под охраной ЮНЕСКО в составе Красной площади и Кремля.

В конце 2016 года скульптурный монумент был официально передан в ведение Государственного исторического музея, и специалисты получили возможность детально исследовать памятник, сделав заключение, что его состояние вызывает серьезные опасения. Для сохранения монумента, было принято решение о необходимости безотлагательной реставрации памятника.

4 марта 1877 года на сцене Большого театра в Москве состоялась премьера балета Петра Ильича Чайковского «Лебединое озеро». Первая постановка провалилась, пресса ее практически единогласно раскритиковала. К произведению вернулись в 1895 году, Модест Ильич, брат Чайковского, и Мариус Петипа значительно изменили либретто и партитуру и поставили новую редакцию балета на сцене Мариинского театра.

В истории балета партитура «Озера» революционна. Чайковский написал ритмически удобную для танцев музыку, что впоследствии позволило по-новому подойти к созданию хореографии.

Второе рождение балета произошло в 1895 году в Петербурге. О партитуре вспомнили, желая почтить память умершего Чайковского. Брат композитора Модест Ильич переделал либретто. Из него исчезла сова, зато оставшийся Ротбарт приобрел — на долгие годы птичьи черты. На этот раз музыка попала в талантливые руки, за балет взялись два выдающихся балетмейстера Императорских театров Мариус Петипа и Лев Иванов. Хореограф придал сценическим лебедям облик, близкий к современному — без бутафорских крыльев с наклеенными перьями. Взамен этого он ввел «танцы рук». В балете появились дуэт Одетты и Зигфрида, знаменитый Танец маленьких лебедей. Герои посмертно уплывали на золотой ладье. Спектакль, основанный на теме лебедей-двойников, конфликте неискушенности с коварством и пробе души на верность, уходил в невиданные ранее в балете психологические глубины.

В 1969 году Юрий Григорович создал свою версию «Лебединого озера». Он в спектакле Большого театра сохранил фрагменты Петипа, Иванова и Горского. Но не смог поставить желанный трагический финал, от него по идеологическим причинам потребовали хеппи-энда. Лишь много лет спустя хореограф осуществил изначальный замысел.

20 декабря 1984 года Рудольф Нуреев поставил собственную версию балета в Париже. Во многом перекроил балет под себя, добавив Принцу много танцев, сосредоточив внимание именно на нем, а не на балерине, как традиционно было ранее. Хореограф, продолжая поиски ленинградских редакторов балета, увлекся идеей, которая в конце XX века стала особенно популярной: принц — чужой в своей семье и никому не нужный, мается во дворце, давая волю воображению и уходя в свои внутренние миры.

«Лебединое озеро» выдержало проверку временем. Этот балет, вечно востребованный, вечно изменчивый и вечно прекрасный, и есть само время. Музыка Чайковского, как и метафорическая схватка добра и зла. Это социальный феномен, вышедший далеко за рамки чистой театральности. «Лебединое озеро» для балета то же самое, что чеховская «Чайка» для драматического театра. И в нём великая гуманистическая идея о том, что любовь сильнее смерти.

Поделиться
Отправить
Класснуть

Читать по теме

Меню