В этот день в 1943 году немецкие каратели и боевики ОУН-УПА* сожгли в Минской области белорусскую деревню Хатынь вместе с ее жителями.
Немецкая политика сжигать советские деревни руками коллаборантов — была характерна для Третьего рейха с начала 1942-го. В 1941-м, когда немцы вступили на советскую территорию, расстрелы и карательные акции он вели сами, но это оказалось стрессом для немецких солдат, поэтому для таких карательных операций они стали привлекать украинцев из УПА и «лесных братьев» из прибалтов. Немецкое командование сознательно бросало нацбаты на соседей. Украинцев — на белорусские территории, литовцев — на украинские.
Основу для таких карательных отрядов готовили в учебном лагере СС в Травниках в Польше.
Сжигал Хатынь 118-й батальон вспомогательной полиции, который немцы называли «украинским батальоном», состоящий в основном из «мельниковцев» (организация ОУН-УПА*),
Командовало операцией фашистское карательное подразделение СС Дирливангер, состоящее из немецких штрафников и местных «отморозков», руководил которыми бывший майор польской армии, этнический украинец Константин Смовский, повоевавший в Гражданскую войну у Петлюры, а потом и в польской армии. Начальником штаба у него был украинец, бывший лейтенант Красной армии Григорий Васюра.
Причиной уничтожения Хатыни стало то обстоятельство, что неподалеку от деревни партизаны разгромили немецкую автоколонну, в которой погиб чемпион Олимпиады 1936 года, любимец фюрера и всей Германии гауптман Ганс Вельке.
Уничтожение Хатыни стало акцией устрашения. Всех жителей деревни загнали в сарай и подожгли его. Тех, кто смог выбраться, достреливали, винтовками — маузерами и даже советскими трехлинейками, поскольку у карателей 118-го батальона не было автоматов.
«Я и представить не мог, что нас ждет. Как только все оказались в сарае, фашисты его заперли. Держался возле матери, мы были у самых дверей. А братья и сестра вместе с отцом ушли вглубь. Мне было видно через щель, как каратели подносили канистры с бензином и обливали стены, подкидывали сено. Соломенная крыша вспыхнула мгновенно. Все загорелось, затрещало», — рассказывал позже один из выживших детей Хатыни Виктор Желобкович. Когда двери выломали, он и его мать выбежали наружу — под пули карателей.
«От страха прижался к матери и почувствовал резкий толчок. Это была пуля, которая ее убила, а меня черканула по плечу, — далее рассказывал он. — Я прошептал: «Меня ранило». Но в ответ ничего не услышал. Вокруг раздавался жуткий человеческий стон».
Всего в Хатыни погибло 150 человек, из которых более полсотни детей. Выжили лишь восемь человек. Через два месяца каратели сожгли соседнюю деревню Хворостени, в которой погибли также дети, сбежавшие из Хатыни.
Всего каратели в годы Великой отечественной войны сожгли 628 сел на территории РСФСР, УССР и БССР.
В 1969-м в память об уничтоженных белорусских деревнях в Хатыни открыли мемориал.
Там, где был амбар, куда согнали жителей, — черная плита. На месте каждого из 26 сожженных домов — памятник-сруб.
* «Украинская повстанческая армия» (ОУН-УПА) Решением Верховного суда РФ признана экстремисткой организацией, ее деятельность запрещена на территории РФ.