В этот день 22-двухлетний Иван Васильевич III стал правителем Великого княжества Московского. Накануне преставился его отец Васили II Темный, указав в составленной чуть раньше духовной грамоте (завещании): «А сына своего старейшего, Ивана, благословляю своею отчиною, великим княжением».
Он правил государством 43 года и 7 месяцев, войдя в историю как самый многолетний его фактический правитель. Мало кто знает, что ещё он также именовался «Грозный», как и его внук Иван IV.
В отличие от своих предшественников на московском великокняжеском престоле, Ивану III не пришлось ездить унижаться в Золотую Орду, на получение ханского ярлыка на великое княжение, хотя по косвенным данным, ему всё же оттуда доставили. Москва пока ещё находилась в зависимости от Орды и вынуждена была уплачивать ей дань.
Объединение вокруг Москвы крупнейших русских земель и свержение ордынского ига — две важнейшие задачи, которые удалось ему успешно решить за годы своего правления.
Ивану III удалось сокрушить могущественную Новгородскую республику (русское государственное образование – аналог современной Украины). В Новгороде у власти находилась антимосковская боярская группировка, которую возглавляли боярыня Марфа Борецкая и ее взявшие курс на разрыв с Москвой, подготовив в 1471 году договор о переходе Новгорода Великого под власть польского короля и великого князя литовского Казимира IV. Эти действия побудили Ивана Васильевича начать подготовку вторжения в Новгородскую землю, ударив с двух направлений –самого Новгорода и по его северным владениям. Окончательный исход войны решила состоявшаяся 14 июля 1471 года битва на р. Шелони, где новгородское торгово-ремесленное ополчение, включавшее конницу и пехоту, потерпело сокрушительное поражение. Простые горожане не хотели сражаться за чуждые им интересы боярско-олигархической верхушки.
Через год после победы над Новгородом овдовевший Великий Князь московский, женился на Зои Палеолог, племяннице последнего византийского императора Константина IX, которая привезла в Москву в качестве приданного обширную библиотеку, более известную как «Библиотека Ивана Грозного».
В конце ноября 1477 года Иван III окончательно покончил с независимостью Великого Новгорода, окружив город, чья боярско-олигархическая верхушка по-прежнему цеплялось за «старину», поглядывая на Запад. В середине января 1478 года Новгород Великий капитулировал и ему пришлось пожертвовать всеми своими вольностями.
Весной 1480 года московскому посольству удалось заключить союзное соглашение с крымским ханом Менгли-Гиреем, непримиримым противником большеордынского Ахмат-хана. Одержав победу в «Стоянии на Угре» Иван Васильевич окончательно избавил Русь от многовекового ордынского ига.
Со времен Ивана Васильевича правители государства, перестали лично в схватках с оружием в руках участвовать в битвах, обеспечивая общее стратегическое руководство боевыми действиями.
К числу заслуг Ивана III относится строительство нового московского Кремля и храмов внутри него существующего и поныне.
Он усовершенствовал законодательство. Судебник Ивана III, вводил во всех землях однообразие судебно-процессуальных норм: один и тот же порядок рассмотрения споров, одни и те же наказания за совершение уголовных преступлений, а также за получение взяток («посулов»).
С его времени Московское государство из региональной страны стало превращаться в мировую державу.
Он начал борьбу с «ересью жидовствующих», церковно-политическом учении, которое охватило высшие круги Русской власти и церкви и грозившее устоям существования самого государства. Окончательно с этой доктриной справился его внук Иван Грозный.
При Иване III на Руси появился новый герб — двуглавый орел — и новый титул Великого князя. Именно в эпоху Ивана III зарождаются те идеи, которые чуть позже составят официальную идеологию Русского государства. Это прежде всего политическая концепция «Москва-Третий Рим», сформулированная монахом псковского Елизарова монастыря Филофеем, утверждающая, что Москва является преемницей Римской империи и Византии. Эта идея ставит доказывает закономерность переноса политического и религиозного центра православного мира в Россию до эсхатологических (конечных судьбах мира и человека) времен.