В этот день в 1584 году умер первый Русский Царь Иоанн Васильевич Грозный.
Как писал летописец:
«В Великий пост в четвёртую субботу преставился Царь и Великий Князь Иоанн Васильевич всеа Руси, был на государстве много лет. Немцыи же глаголют, яко дали ему отраву ближние люди».
Обнаружение в ХХ веке в останках Царя большого количества ртути совпадает с описанием симптомов болезни Иоанна Грозного, которые похожи на отравление ртутью. Все 10 дней болезни и перед смертью у Иоанна Грозного тело было распухшим, источавшим неприятный запах, что свидетельствует об отказе работы почек. Приём ванн способствовал частичному выведению яда из организма (из-за этого Царь чувствовал облегчение).
… Перед смертью Царь принял иноческий чин и отошёл ко Господу как монах Иона. Ему было 54 года.
Иван Грозный вступил на престол в 16-летнем возрасте и почти за 40 лет своего правления провел кардинальные изменения во всех сферах государственной жизни — госстроительсве, обороне, здравоохранении, образовании, культуре и пр.
Но прежде всего при нем окончательно сформировалась русская нация — нация государственников, приверженная христианской идеи понимания мироустройства.
Историк С. Соловьев по поводу Грозного замечает: «Иоанн IV был первым Царем не потому только, что первый принял царский титул, но потому, что первый сознал вполне все значение царской власти, первый составил сам, так сказать, ее теорию, тогда как отец и дед его усиливали свою власть только практически».
По этому поводу Л. Тихомиров говорит: «…Иоанн Грозный первый формулировал значение царской власти и в ее формулировке, благодаря личным способностям, был более точен и глубок, чем другие. Но идеал им выраженный, — совершенно тот же, который был, выражаем церковными людьми и усвоен всем народом».
Права Верховной власти, в понятиях Грозного, определяются христианской идеей подчинения подданных. Этим даются и широкие полномочия Верховной власти. Безусловное повиновение Царю, как обязанность, предписанная верой, входит в круг благочестия христианского. Если Царь поступает жестоко или даже несправедливо — это его грех. Но это не увольняет подданных от обязанности повиновения. В полемике с А.Курбским, (который почитал себя поборником Православия) Иван Грозный говорит: «Если ты праведен и благочестив, то почему же ты не захотел от меня, строптивого владыки, пострадать и наследовать венец жизни?» Неповиновения Верховной власти (Царю) по Грозному может быть в одном случае – если сам носитель Верховной власти (Царь) противопоставил себя Закону Божьему. «Все Божественные Писания исповедуют, яко не повелевают чадам отцам противиться», однако же, прибавляет Иоанн, «кроме веры». На этом пункте Грозный, так сказать, признал бы со стороны Курбского право неповиновения, почему усиленно доказывает, что этой, единственной законной причины неповиновения Курбский именно и не имеет. Против веры Царь ничего не требовал и не сделал.
Ответственность Царя перед Богом, нравственная, для верующего вполне реальная, ибо Божья сила и наказание сильнее царского. Перед Богом суд всем доступен. «Судиться же приводишь Христа Бога между мной и тобой, — говорит Иоанн Грозный Курбскому, — я сего судилища не отметаюсь». Напротив, этот суд над Царем тяготеет больше, чем над кем-либо. «Верую, — говорит Иоанн, — яко о всех своих согрешениях, вольных и невольных, суд приму как раб, и не только о своих, но и о подвластных мне дать ответ, которые моим несмотрением согрешают». По мнению Ивана Грозного самодержец носит в себе закон власти, высшую мудрость, безграничное право суда над подданными. «Как же и самодержцем наречется, если не сам строит?»
«И всегда Царям подобает обозрительным быть: когда кротким, когда же ярым; ко благим убо милость и кротость, к злым же ярость и мучение; если ли же сего не имея, несть Царь; Царь бо несть боязнь делом благим, но злым; хочешь не бояться власти? — благотвори; если ли же злое творишь — бойся: не напрасно меч носит, в месть злодеем, в похвалу же доброделающим».
Значение Царской самодержавной власти у Ивана Грозного с выходом России в международную политическую и экономическую жизнь приобретает международное звучание. «Если бы у вас, — говорил он шведскому королю, было совершенное королевство, то отцу твоему архиепископ и советники и вся земля в товарищах не были бы». Он замечает, что шведский король, «точно староста в волости», и, говорит «наместники новгородские — люди великие, но все-таки холоп государю не брат», а потому шведский король должен вести переговоры не с Российским Царем, а с наместниками.
Отвечая Курбскому на его колкие замечания относительно «благочестия», Иван Грозный резюмировал, что, обязанности Царя (Верховной власти) нельзя мерить меркой частного человека. «Иное дело свою душу спасать, иное же о многих душах и телесах пещися». Нужно различать условия. В общественной жизни сложно быть для всех хорошим. Даже церковные архиереи — монахи, для других обязаны иметь «строение, попечение и наказание». Но их запрещения, как правило, носят нравственный характер. «Царское же управление (требует) страха, запрещения и обуздания, конечного запрещения». Царь сам бывает наказуем от Бога, если по его «недосмотру» случается зло.
Если Верховная власть ограничена аристократией (олигархией), учит Иван Грозный, то это наносит вред самому государству и всем его гражданам. «Российские самодержцы изначала сами владеют всеми царствами, а не бояре и вельможи», — говорит Иван Грозный Курбскому.
Ориентируясь на личный опыт, Иоанн Васильевич обрисовывает бедствия, нестроения и мятежи, порождаемые боярским самовластием. Расхитив царскую казну, самовластники, говорит он, набросились и на народ: «Горчайшим мучением имения в селах живущих пограбили».
Кто может исчислить напасти, произведенные ими для соседних жителей? «Жителей они себе сотворили яко рабов, своих же рабов устроили как вельмож». Они называли себя правителями и военачальниками, а вместо того повсюду создавали только нестроения, «мзду же безмерную от многих собирали вся по мзде творили и глаголали», — говорит Иван Грозный, обвиняя боярскую олигархическую верхушку и региональные кланы в коррупции. Положить предел этому хищничеству могло лишь самодержавие.
При Иване Грозном окончательно завершилось официальное оформление Царской идеи, идеи Верховной власти, жившей на Руси целые столетия и строившей ее государственность.
Первый Российский император Петр I Великий так отзывался об Иоанне Васильевиче: «Сей Государь есть мой предшественник и образец; я всегда представлял его себе образцом моего правления в гражданских и воинских делах. Но не успел еще в том столь далеко, как он. Глупцы только, коим не известны обстоятельства его времени, свойства народа и великие его заслуги, называют его тираном».