В этот день в 1579 году королём Стефаном Баторием и римским Папой Григорием XIII была основана «Академия и университет виленский общества Иисуса», более известный как Виленский университет (совр. Вильнюсский университет – прим. «Другая Украина»).
Учебное заведение долгое время являлось «научной» идеологической базой и «кузницей кадров» Ватикана в западно-русских землях, в его долгосрочной стратегии по отрыву Западной Руси от Руси Московской в церковном отношении.
Университет возник в те времена, когда Ватикан проводил политику через право светского патроната короля Польши и магнатов-католиков, над православными кафедрами и приходами разлагая изнутри в лице своей иерархии. Епископские кафедры в Западно-Русской церкви занимают светские феодалы, зачастую даже не рукоположенные в священный сан, двоеженцы, враждующие между собой за доходы и имения.
Между тем сам народ Западной Руси проявляет стойкость в своей вере, чему немало способствует деятельность православных братств, особенно на современной Западной Украине.
После создания Речи Посполитой в 1569 году положение православной церкви резко ухудшилось, поскольку Польша всегда была ультракатолической страной. Кроме того, она была кровно заинтересована в том, чтобы привязать земли Литовского княжества, заселенного в основном православными в религиозном плане. Это было частью программы общей полонизации.
В 1570 году, в Вильну прибыли иезуиты и основали здесь свой коллегиум (академию). Первоначально в академии было три отделения: гуманитарные науки, философия и теология. Учебная программа в колледже, а затем и в академии преподавалась на латыни. Первые студенты были зачислены в академию в 1570 году, а в колледже была основана библиотека.
1 апреля 1579 года Стефан Баторий, король Польши и великий князь Литовский, модернизировал коллегиум и предоставил ей равный статус с Краковской академией, одним из ведущих католических ВУЗов в Европе на то время. Его указ был утвержден буллой папы Григория XIII от 30 октября 1579 года. Первым ректором академии был иезуит поляк по происхождению Петр Скарга. Он пригласил многих ученых из разных частей Европы и расширил библиотеку при спонсорской поддержке многих известных личностей.
С этого времени университет стал основной идеологической базой для подготовки церковной унии — весь образовательный процесс и научная деятельность были исключительной подчинены этой цели. Уния при этом мыслилась Римом лишь как переходный этап на пути латинизации русского населения.
Ректор университета Петр Скарга в это время приступает к идеологическому обоснованию унии в своем труде «О единстве Церкви Божией под единым пастырем».
Иезуит Скарга и его кадры, обучающиеся в Виленском университе, предлагают своим единомышленникам новый вариант унии, который гарантировал сохранение православной обрядовости при подчинении римскому папе. Основные католические догматы должны были стать органической частью униатства. При этом иезуит надеялся не только на приобщение к католичеству православного населения Речи Посполитой, но и рассматривал «экспорт» униатства в Московскую Русь.
В итоге в 1596 году в Бресте состоялся церковный собор, во главе с митрополитом Михаилом Рогозой, принявший католическое вероучение и переход в подчинение римскому Папе, с одновременным сохранением богослужения византийской литургической традиции на церковнославянском языке, более известный как Брестская уния. Уже бывший ректор университета Петр Скарга, занимавший на тот момент должность придворного проповедника и советника короля Польши, стал одним из основных инициаторов этой унии.
Уния принесла на земли современной Украины и Беларуси огромные страдания, вплоть до геноцида православного населения. Из посеянных унией семен раздора, со временем вырос украинский сепаратизм. Национализм вошел в искаженное унией сознание галичан, нарушив единство русской народности. Благодаря унии, кадры для которой готовил Виленский университет, носителем националистической идеи стало большинство жителей Галичины.
В последующем Виленский университ самый восточный университет европейского типа, по числу студентов (более 1300 человек) превосходил Оксфорд и Кембридж, а его основные ученики были в основном западно-русского происхождения. Примечательно, что один из выпускников этого учебного заведения Симеон Полоцкий был одним из основных идеологов церковного раскола уже в самой Московской Руси.
В начале XIX века в университет, (когда Вильно уже входил в состав Российской империи) образовались тайне студенческие общества, представители которых ( в том числе и выпускник Адам Мицкевич) приняли участие в Варшавском восстании 1830-1831 года.
После этого университет, рескриптом Императора Николая I был закрыт, а фонды профессоров были переведены в Санкт-Петербург и Киев.
ВУЗ возобновил работу в 1919 году уже при независимой Литве.
В настоящее время университет активно сотрудничает с лидерами, так называемой российской оппозиции и иностранными агентами, помогая проведению в Литве «Форума свободной России»*, мероприятий направленных на дискредитацию и свержения законной российской власти.
На одном из таких мероприятий было заявлено, что «Православие — это один из инструментов российской агрессии», а так называемые оппозиционеры заверили иностранных журналистов, что первое, что они сделают после прихода к власти, изымут у Русской Православной церкви ее собственность под видом реформы.
*Форум был признан нежелательной организацией на территории Российской Федерации.