9 апреля 1946 года Иосиф Сталин подписал закрытое постановление Совета Министров СССР о создании «Конструкторского бюро-11». Новой организации было поручено разработать первую советскую атомную бомбу.
К тому моменту США провели первое испытание атомного оружия, это произошло 16 июля 1945 года. А месяц спустя – 6 и 9 августа 1945 года две ядерные бомбы были сброшены на японские города Хиросиму и Нагасаки. В результате этих бомбардировок, которые должны были продемонстрировать мощь американского оружия в первую очередь Советскому Союзу, погибло около 300 тысяч человек.
КБ-11 создавалось для того, чтобы положить конец атомной монополии США. Специалистам было понятно, что должна появиться не просто организация, а большой комплекс – с лабораториями, собственными опытными заводами, современной техникой.
К месторасположению новой структуры тоже выдвигались особые требования. Секретный объект не мог находиться в густонаселенной местности, он также должен был хорошо скрыт, например, лесным массивом.
Но при этом, организацию не следовало располагать далеко от Москвы. И она не должна была возникнуть на абсолютно пустом месте, требовалась индустриальная база. Место, которое удовлетворяло всем критериям, нашли в Нижегородской (тогда Горьковской) области, в 75 километрах от Арзамаса в районе поселка Саров. Там располагался завод, выпускавший в войну корпуса снарядов для «Катюш».
Первыми кодовыми обозначениями нового сверхсекретного объекта были «Объект-550», «База 112», «Приволжская контора Главгорстроя».
Населенный пункт Саров решили переименовать. Сначала по задумке он должен был стать Ясногорском, но превратился сначала в Горький-130, потом в Кремлёв. Но и это имя не стало окончательным. В 1960 году появился город Арзамас-75, в 1966 – Арзамас-16. Цифры ничего не обозначали, это лишь произвольный индекс, который использовали для конспирации.
Первым директором КБ-11 стал бывший заместитель народного комиссара танковой промышленности СССР Павел Зернов. Главным конструктором и научным руководителем был назначен один из создателей советской школы физиков атомного ядра Юлий Харитон. На этой должности он проработал более 40 лет.
КБ-11 практически сразу же после создания начало работу над атомной бомбой РДС-1. Официально это название расшифровывалось как «Реактивный двигатель С». Но были и другие трактовки «Россия делает сама», «Реактивный двигатель Сталина».
РДС-1 разрабатывалась применительно к подвеске её в самолете ТУ-4. Разместить в бомболюке там можно было изделие не более 1,5 метров в диаметре. Поэтому бомба имела характерную «каплевидную» форму, ее диаметр составлял 1,5 метра, длина — 3,3 метра, масса — 4,7 тонны. Внутри корпуса был расположен ядерный заряд из особо чистого плутония, мощностью 20 килотонн.
Для испытаний ядерного заряда в 1949 году был построен полигон в районе города Семипалатинска Казахской ССР. 29 августа этого же года было проведено успешное испытание. В стране сразу же приступили к серийному производству оружия. Так СССР удалось создать надежный ядерный щит и обеспечить военно-оборонный паритет с США.
В 1995 году Арзамасу-16 было возвращено историческое название Саров. Приемником КБ-11 стал Российский Федеральный ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики.