В этот день в 1938 году, ЦК КП(б)У принял постановление о реорганизации украинской национальной школы.
Систематический курс на украинизацию образования был начат еще при атамане Украинской народной республики Симоне Петлюре.
Однако ее разгар пришелся на середину 1920-х годов, и провозвестником этой политики стал Владимир Ленин. В апреле 1923 года XII съезд РКП(б) объявил коренизацию своим официальным курсом в национальном вопросе. Тогда же партконференция советской Украины приняла решения о политике украинизации. Помимо УССР украинизация в 1920-е — начале 1930-х гг. проводилась на Кубани, Ставропольском крае, Курской и Воронежской областях РСФСР и даже в одном из районов Казахстана, где компактно проживали выходцы с Украины.
Ставший во главе советской Украины в 1925 году Лазарь Каганович сказал по этому поводу, что Украина должна была послужить для западных народов «образцом и примером разрешения пролетариатом проблемы национального освобождения угнетенных масс, проблемы государственного строительства национальных республик, в рамках советской системы».
К июлю 1926 года в госучреждениях Украины процент делопроизводства на украинском языке достигает 65, в то время как в начале 1925 года он равнялся 20 процентам. Начальная школа в этот период была украинизирована на 8 %, а пресса — на 60%.
По данным заведующей Отделом восточного славянства инстиута славяноведения РАН Елены Борисёнок, разговорными языками рабочих и служащих УССР за 1926 год были: русский язык — 66%, украинский — 33,2%, еврейский — 7,5% и другие языки — 3,1%. Из грамотных рабочих на русском языке читали 91,2 процента, на украинском — 40,2 процента, на еврейском — 7,1 процента и на других языках — 6,2 процента.
Перевод на украинский язык школ и периодической печати вызывал негативную реакцию у русского населения Украины. Были случаи, когда рабочие срывали объявления, написанные по-украински, а коллективные договора, составленные на украинском языке, забрасывались грязью.
Рабочие говорили: «Украинизации нам не нужно, жили без нее и еще сумеем прожить», «А разве украинизация не петлюровская идея?», «Зачем нам нужна украинская культура, если мы интернационалисты?» и т.д.
К лету 1928 года Иосиф Сталин заговорил о «перехлестах в политике украинизации» в письме Кагановичу.
Тем не менее украинизация УССР продолжалась, и к 1932 году украинизация прессы достигла 87,5 процента.
В августе 1932 года И. Сталин заявил о серьёзном неблагополучии в украинских партийных организациях и о засилии в них скрытых националистов и иностранных агентов. На основании совместной директивы ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 15 декабря 1932 года в конце 1932—1933 годах на территории РСФСР украинизация была полностью прекращена а уже украинизированные школы преобразованы в русские.
В это время своих постов в самой УССР лишились многие активные участники украинизации республики, среди которых Николай Скрыпник, нарком просвещения УССР, покончивший жизнь самоубийством в 1933 году.
Только за период с марта 1933 года по январь 1934 года из школ УССР было уволено по обвинению в национализме около 4 тыс. учителей.
Однако, в 1933—1937 годах власти УССР продолжали проводить украинизацию, сочетая её с чисткой от националистов.
10 сентября 1935 года политбюро ЦК КП(б)У рассмотрело вопрос «Об украинизации в областях». В принятом постановлении, в частности, говорилось, что «ЦК КП(б)У считает, что обкомы Донецкий, Днепропетровский, Одесский занимаются делом украинизации недостаточно».
9 октября 1935 года в киевский ЦК поступила записка «О состоянии украинизации в Днепропетровской области». Проверяющие отметили «несомненно недостаточную работу по выдвижению украинских кадров на руководящую партийную работу»: из первых секретарей райкомов украинцев было только 24, тогда как русских — 20, евреев — 20, представителей других национальностей — 9.
29 октября 1936 года секретариат ЦК КП(б)У рассматривал вопрос об итогах чистки Харьковской и Днепропетровской областных парторганизаций. Особое внимание при этом уделили национальному составу руководящих кадров. Секретариат отметил, что «Харьковской партийной организацией не выполнено указание XII съезда ЦК КП(б)У о выдвижении на партийную работу украинских большевистских кадров. В составе первых секретарей райкомов в 1933 г. украинцев было 59%, в 1934 г. — 46,9%, в 1935 г. — 44,5%, на 1 января 1936 г. осталось лишь 31%».
На XIII съезде КП(б)У, проходившем в 1937 году, первый секретарь УССР Станислав Косиор говорил о «продолжении линии на дальнейшую украинизацию» по тем же направлениям, что и десять лет назад.
Рвение по украинизации республики продолжало вызывать недоумение в Москве. Осенью 1937 года заведующий отделом печати и издательств ЦК ВКП(б) уроженец Одессы Лев Мехлис высказался на сей счет, что «ни в одной из 12 областей УССР, кроме Донбасса, не выходит ни одна областная газета на русском языке… На Донбассе издается на русском языке областная газета «Социалистический Донбасс». Все остальные газеты Донбасса выходят преимущественно смешанными — часть материала на русском языке, другая — на украинском. Эти газеты какие-то ублюдочные».
К заседанию Политбюро ЦК КП(б)У от 10 апреля 1938 г., когда рассматривался вопрос о реорганизации национальных школ, была подготовлена справка наркомата просвещения Украины о национальных школах. Согласно этому документу, на Украине имелось 21 656 школ, в которых обучалось 5 143 783 учащихся. Преподавание велось на 21 языке. На украинском языке преподавание велось в 18 101 школе, на русском – в 1 550 школах, на еврейском – в 312 школах, на молдавском – в 163, на узбекском – в 19, на белорусском – в 9, на болгарском – в 54, на польском – в 50, на немецком – в 512, на чешском – в 14, на греко-эллинском – в 12 на греко-татарском – в 8, на татарском – в 5, на армянском – в 4, на туркменском — в 2, на киргизском – в 1, на шведском – в 1, на казахском – в 1. Кроме того, имелось 838 «смешанных» школ, преподавание в которых велось на нескольких языках – «украинско-еврейско-немецком, немецко-польско-русском, украинско-русско-болгарском» и т.д.
8 мая 1938 г. было принято постановление Политбюро ЦК КП(б)У «О составлении нового украинского правописания» и была создана комиссия во главе с Ф. Редько, работу которой планировалось завершить до 25 мая, чтобы учебники на 1938‒1939 учебный год уже печатать в соответствии с новыми правилами.
20 апреля появилось постановление Совнаркома УССР и ЦК КП(б)У «Об обязательном изучении русского языка в нерусских школах Украины», что стало существенным ударом по украинизации образования в УССР.
3 мая 1938 года главный «украинизатор» республики, первый секретарь ЦК КП(б)У Станислав Косиор был лишён всех партийных постов и арестован. Ему предъявили обвинение в принадлежности к так называемой «Польской военной организации».