В этот день в 1945 году не вернулся из воздушного боя Герой Советского Союза капитан Николай Семейко. О высокой правительственной награде он узнал за день до гибели. Вторую звезду присудили ему уже посмертно. Из всех летчиков-дважды Героев СССР, Николай Илларионович Семейко был самым молодым — он погиб в 21 год.
Уроженец г. Славянск Донецкой области Николай Семейко попал на фронт в марте 1943 года. Он был летчиком-штурмовиком на Ил-2. В годы Второй мировой войны эта профессия была одной из самых опасных. Штурмовики атаковали позиции врага на бреющем полете с высоты всего в 50-250 м со скоростью до 300 км/ч и, конечно, попадали под огонь всего, что могло стрелять на земле. По завершении штурма их поджидали вражеские истребители, защититься от которых можно было лишь одним способом – прикрывая хвост друг друга, встать в круг и не спеша возвращаться на свой аэродром. Нацисты прозвали их «черной смертью». В первый период войны летчик, удачно выполнивший пять полетов на ИЛ-2, предоставлялся к ордену, за 8 — ко второму, за 15 можно было получить и Героя. Только вот в большинстве случаев ИЛ-2 теряли за 3-4 вылета.
Воевать Семейко начал под Сталинградом, участвовал в боях на реке Миус, бился за освобождение Донбасса, Крыма, Украины, Белоруссии, в составе войск Южного, 4-го Украинского и 3-го Белорусского фронтов. Он был командиром экипажа, звена, заместителем командира, затем дослужился до командира. К октябрю 1944 г. стал штурманом эскадрильи 75-го гвардейского штурмового авиационного полка и штурманом того же полка 1-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта.
Сохранились документы, в которых его описывает высшее командование: «Семейко был смелым боевым лётчиком, в боях неизменно вёл себя мужественно и дерзко. Обладал отличной техникой пилотирования, по праву считался одним из лучших во всём полку». Совершая боевые вылеты, Николай будто бросал смерти вызов. Он всегда старался снизиться вплоть до бреющего полёта и сделать максимальное число заходов на цель. Летал даже в самых тяжёлых метеоусловиях, плохая видимость и низкая облачность не были помехой. Он много раз попадал под зенитный огонь противника, но всегда выполнял поставленную задачу. Благодаря его трудной военной работе, враг нес значительные потери, а советские наземные части могли двигаться вперед.
Николай Семейко и его друзья могли бы рассказать, как они участвовали в освобождении Крыма и сколько «ИЛов» было сбито зенитками. В 2017 году при строительстве Керченского моста со дна моря подняли останки ИЛ-2. Удалось установить имя летчика и полк, в котором он служил. Останки самолета теперь установлены на постаменте в гарнизоне Качи — родины русской авиации. Известно, что в тех боях погибло не менее 200 штурмовиков, Семейко и там остался жив.
К октябрю 1944 года на счету отважного летчика было 144 боевых вылета. За это Николай Семейко был удостоен звания Героя Советского Союза. А спустя полгода число его вылетов достигло рекордных 227. Он лично вывел из строя семь танков, пять самолетов, 10 артиллерийских орудий, 19 автомашин с живой силой и грузами, паровоз, взорвал два склада с боеприпасами, подавил 17 огневых точек зенитной артиллерии. Семейко повторно представили к высшей степени отличия СССР. Высоких правительственных наград Николай так и не успел получить, как и не узнал о Победе.
Он погиб в воздушном бою 20 апреля 1945 года на территории Восточной Пруссии при взятии Кенигсберга. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 г. Николай Илларионович посмертно был награждён второй медалью «Золотая Звезда». Обе Звезды Героя передали его семье уже после его смерти. Николай Семейко также награжден 2 орденами Ленина, орденом Отечественной войны І степени, 4 орденами Трудового Красного Знамени, орденом Богдана Хмельницкого III степени, орденом Александра Невского, медалями.