4 мая. День в истории - Другая Украина
Предыдущая статья
Следующая статья

4 мая. День в истории

4 мая
Икона: Положение Господа во гроб. Урал, первая половина XIX в.

В это день в 2024 году у православных христиан продолжается Страстная седмица и вспоминается Великая (Страстная) суббота–  последний день перед Пасхой. 

В Великую Субботу Церковь вспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад.

Утром следующего дня после распятия Иисуса Христа, к Понтию Пилату пришли первосвященники и попросили поставить стражу к входу в пещеру (гроб), где был погребен Иисус Христос. Свою просьбу они мотивировали тем, что тело Мессии могут похитить его ученики, чтобы инсценировать Воскресение, в которое противники Христа, естественно, не верили.

Пилат разрешил выставить охранников у входа в пещеру, а на камень, который закрывал вход, приказал наложить печать. Впоследствии именно это и послужило главным доказательством Воскресения — согласно писанию, когда тело Христа чудесным образом пропало, вход в пещеру все еще был опечатан, а стража подтвердила, что никто не пытался войти внутрь или выйти наружу.

Основные темы Великой Субботы отражены и в богослужении, которое совершается раз в году.

Великая Суббота в церковном календаре появилась примерно в одно время с двумя соседними днями – Великой Пятницей и Пасхой. Прообразом Великой Субботы можно считать день предпасхального поста, который существовал уже во II веке, когда по свидетельству священномученика Иринея Лионского одни постились один день, другие – два дня, а иные – 40 часов.

Уже в III веке появилась практика крестить оглашенных в пасхальную ночь и впоследствии этот чин становится одной из характерных особенностей богослужения Великой Субботы.

Погребение Иисуса Христа – тема утреннего богослужения Великой Субботы, которая еще именуется «Чином погребения Спасителя», по образцу которой в последующем сформировался чин погребения священников, так как каждый священник, согласно своему служению, носит образ Христа. 

Вторая основная тема Великой Субботы, сошествие Иисуса Христа во ад. Эта тема идейно связана с мотивом погребения Христа, ибо два этих события, по сути, произошли одновременно: когда Христос телом был во гробе, в это же самое время Он со Своей человеческой душой оказывается во аде (куда до того момента попадали души всех умерших людей) и разрушает власть ада, выводя оттуда души умерших праведников Ветхого Завета. 

Покой Бога в седьмой день творения. Бог, сотворив человека в шестой день, следующий за этим седьмой освятил как день покоя, в который Он «почил от всех дел Своих, которые делал» (Быт. 2:2–3). Точно также Великая Суббота, будучи седьмым днем недели, стала для Христа тем самым днем, в который Он, совершив дело искупления человека, как бы отдыхает, почивая плотью во гробе. Таким образом, покой Бога после сотворения человека сопоставляется с покоем Богочеловека Христа, совершившего дело спасения человека. 

Ожидание Воскресения Христова. По мере прохождения службы Великой Субботы мотив приближающегося Воскресения Христова звучит все ярче, нарастая с каждой минутой. Если на утрене о воскресении Христа говорится лишь эпизодически, то на вечерне с литургией (которая в древности была частью пасхального бдения, эта тема уже занимает господствующее положение. 

Что касается постных ограничений, то после особо строго поста в Великую Пятницу (верующим вообще рекомендуется воздержаться от приемов пищи — в память о распятом Христе, который, помимо телесной боли, терпел на кресте голод и жажду), в Великую Субботу разрешается горячая пища без растительного масла.

Поделиться
Отправить
Класснуть

Читать по теме

Меню