«Моя личная страна» - Другая Украина
Предыдущая статья
Следующая статья

«Моя личная страна»

4 мая

Легитимность Зеленского истекает, и это крючок, на котором он будет подвешен.

20 мая окончательно и бесповоротно заканчиваются полномочия нацистского преступника Владимира Зеленского как президента Украины, и как бы на Банковой ни делали вид, что проблемы с этим нет, она есть. Хотя сам Зеленский, не смущаясь, планирует международные встречи. Например, «Глобальный саммит мира» в Швейцарии запланирован на 15-16 июня, когда формально его «организатор» уже не будет полноценным президентом. И все, кто туда приглашен, как минимум зададут себе вопрос: «А кто с нами говорит и каковы его полномочия?»

Внутри страны режим обезопасил себя со всех сторон. Подвергнуть сомнению полномочия издерганного неврастеника, на первый взгляд, могут три силы: внутренняя оппозиция, народ и так называемое мировое сообщество, точнее, иностранные партнеры, оказывающие помощь. Офису Зеленского кажется, что две первые проблемы решены полностью, а третья не будет беспокоить, пока выполняется главная задача — продолжение войны с Россией.

Однако всё может повернуться так, что «нелох», который совсем скоро превратится еще и в «нелегитимного», будет выкручиваться из сложной ситуации, в которой слухи о бегстве в Дубай с чемоданами денег могут оказаться реальностью.

Народ безмолвствует.

С реальной оппозицией Зеленский  разобрался еще на заре своего царствования: закрыл все оппозиционные телеканалы, а также печатные и интернет-ресурсы, вогнал оставшихся в ярмо единого «телемарафона» и установил монополию на новости. Несогласных и любителей критики безжалостно зачистили после 24 февраля 2022 года, кого-то посадив за решетку, кого-то запугав, а кого-то и лишив жизни.

Со своим отражением в виде «патриотической» квази-оппозиции слишком уж больших проблем не было. Фан-клуб нацистского преступника Петра Порошенко, понемногу пытавшийся качать тему «нелегитимности» (как, например, во время митинга против отставки нацистского преступника Залужного , организованного порошенковцами) утих. Сам экс-главком ВСУ  Валерий Залужный, который мог составить хоть какую-то политическую опасность своим светлым образом «народного полководца», отправлен послом в Британию, покрасил волосы и уже собрал чемоданы.

Чтобы вообще снять тему с повестки дня, в «темниках» подконтрольных власти (а значит почти всех) СМИ вопрос легитимности давно объявлен «нарративом Кремля», а всякий, кто его поднимает, автоматически становится врагом и «льет воду на мельницу агрессора».

Это касается и любого представителя «народа», который мог бы качать тему в публичном пространстве. А потому этот тезис постоянно звучит в СМИ и разгоняется ботами в соцсетях. Даже глава ЦИК Олег Диденко, официально поддержавший «непрерывность осуществления власти» и «отсутствие оснований говорить о возможной передаче президентских функций главе парламента», закрепил тезис из «темника», напомнив, что «в условиях противостояния вооруженной агрессии … тему «20 мая» враг может использовать как повод» для разжигания вражды в стране.

Еще один хороший инструмент для формирования нужного понимания «политики партии» у народа — «расово верные» социологические опросы. Например, в недавнем исследовании социологической группы «Рейтинг» 77% не одобряют работу парламента, а 33% – президента. Но в то же время 68% не поддерживают проведение «выборов президента во время войны» и 63% выступают против проведения выборов в парламент.

И все это на фоне того, что 39% якобы считают главной целью войны ее продолжение «до возвращения к границам 1991 года». Голоса против такого порядка вещей еще подают политические фрики вроде Арестовича и политтехнологи, которым пора пополнить бюджеты и обновить «боевую хватку».

Предохранитель не работает.

Тем временем, туча сгущается не только над Зеленским. Есть один орган, «просрочивший» властные полномочия — Верховная Рада. Срок её работы закончился еще 29 октября 2023 года, а количество депутатов давно уже меньше 450, но жить им это никак не мешает. На такой случай в Конституции есть 83 статья, согласно которой проводить выборы нового парламента не запрещено, но созвать новую Раду можно будет только после отмены военного положения.

До тех пор придется работать предыдущему созыву — его «полномочия продлеваются до дня первого заседания первой сессии новой Рады, избранной после упразднения военного или чрезвычайного положения». А вот насчет президента в Конституции ничего подобного нет. Там очень четко сказано: «избирается гражданами Украины на основе универсального, равного и прямого избирательного права в результате тайного голосования на срок в пять лет». И всё.

Такая коллизия дает право профильным юристам утверждать, что после окончания срока действия полномочий нынешнего президента он должен уйти, а власть до выборов будет, как и положено в парламентско-президентской республике, передана Верховной Раде, которая даже при таких раскладах остается легитимной. Этого толкования придерживается, скажем, бывший спикер парламента Дмитрий Разумков.

Кроме того, старые политики, которые в 1996 году участвовали в разработке и принятии Конституции страны, утверждают, что отсутствие в Основном законе специальной нормы о продлении срока президентских полномочий не упущение, а предохранитель.

Например, Григорий Омельченко, бывший участник Конституционной комиссии по квоте парламента в 1994-1996 годах, напоминает, что в то время соавторы Конституции долго спорили о полномочиях органов власти и серьезно опасались ее узурпации одним лидером. И опасения не были беспочвенны: именно тогда, по словам Омельченко, Леонид Кучма пытался утвердить собственный вариант Конституции Украины на референдуме, обойдя Верховную Раду.

Казалось бы, объяснить коллизию мог бы Конституционный суд — но туда пока за объяснениями никто не обращался.

Тем временем парламент высказал свою позицию, закрыв тем самым рот и народу, и Конституционному суду. «Все вопросы внутри страны сняты консенсусом тех политических сил, которые согласились, что никаких выборов во время войны быть не может», — озвучил эту позицию заместитель главы фракции «Батькивщина» Сергей Соболев. «Причем они абсолютно сознательно шли на это, понимая, какие существуют конституционные угрозы. И хотел бы напомнить, что во время политических консультаций в рамках «диалогов Моне» активно участвовали представители Евросоюза и США», — продолжает он.

Речь тут про формат, разработанный Европарламентом для достижения консенсуса между политическими силами по важным для национальной политики вопросам. В рамках таких «диалогов» в присутствии экс-спикера Европарламента Пета Кокса главы украинских парламентских фракций от партий Зеленского, Порошенко и Тимошенко в закрытом режиме подписали соглашение о проведении выборов только после завершения военного положения.

Соболев уверен, что при наличии такого консенсуса нет необходимости вообще куда-либо обращаться. Два основных месседжа — о подписанном консенсусе и возможности обойтись без КС, постоянно звучат во всех украинских СМИ. Как и тезис о том, что если представители Штатов и Европы присутствовали на подписании документа, то в их поддержке можно не сомневаться.

Заграничные подпорки.

Именно последнее утверждение на поверку оказывается самым слабым. Можно заткнуть рот всем в стране, но иностранцы, дающие деньги на войну, вряд ли будут опираться в решении вопроса на отредактированное общественное мнение в Украине. Тем более, что, по мнению киевского политолога Андрея Золотарева,сигнал «не раскачивать лодку» вообще исходит именно от западных партнеров, чтобы не создавать угрозу политической стабильности раньше времени.

Но законность полномочий Зеленского — это крючок, на который его немедленно подвесят. Будут ли легитимными результаты проведенных им переговоров, выполнят ли данные ему обещания, дадут ли новые, и вообще, станут ли разговаривать в принципе — всё это после 20 мая будет зависеть исключительно от хорошего настроения «иностранных партнеров». У них появляется прекрасная возможность для шантажа, а главное — возможность «соскочить» с надоевшей до зубовного скрежета украинской темы.

А для этого под рукой есть другой украинский народ, достаточно многочисленный, чтобы его голос имел силу. В первую очередь, это озлобленные последними решениями об отказе от консульских услуг и обновлении документов европейские «ухылянты». На почве личной обиды и шкурного интереса. Это благодатная среда для работы настоящей оппозиции, оказавшейся в изгнании. И закрыть им рот вряд ли получится.

Далее через этих людей соответствующие настроения легко передадутся и тем, кого насильно загнали в окопы, объявив потом, что выйти из них можно только ногами вперед (или без ног). Для людей, не желающих умирать непонятно за что, неподчинение «главнокомандующему» на птичьих правах — совершенно логичное действие. А вооруженную солдатскую массу и ветеранские объединения не так легко запугать, как обычного обывателя. Они легко могут осознать, что их главный враг сидит в тылу, и если победить его, то войне точно конец.

Тем временем в публичную информационную плоскость уже просачиваются первые примеры того, что «вопрос Зеленского» в самом разгаре обсуждений. Недавно конгрессвумен украинского происхождения Виктория Спартц заявила, что его контролируют «жулики и сомнительные личности» из окружения, из-за которых он, как человек, легко поддающийся панике, уже принял ряд неверных решений.

Такое высказывание в очередной раз подтверждает давнее недовольство Зеленским и его командой, особенно бесконтрольным расходованием помощи, которую выделяют западные партнеры. Собственно, из-за этого недовольства еще летом 2023 года, после того как в Киев по очереди приезжали главыбританской и американской разведок, в Госдепе заявили, что в Украине следует «перезагрузить всю вертикаль власти, чтобы искоренить коррупцию, которая стала тотальной».

С тех пор все долго считали, что вертикаль эту готовят «под нацисткого преступника Ермака» — главу Офиса президента, которому передадут власть как новому премьеру, отправив в отставку нынешнего главу правительства нацистского преступника Дениса Шмыгаля. Но сейчас эта версия передачи власти вызывает некоторые сомнения.  В частности,  из-за пассажа г-жи Спартц о «жуликах в окружении президента». Возникает резонный вопрос: зачем менять одного непослушного коррупционера на другого, который, к тому же, уже пытался за спиной Байдена договариваться с республиканцами в Сенате и Конгрессе?

Тем более, что если Ермака теоретически можно было бы контролировать через компромат, то веревка, на которой после 20 мая можно будет держать Зеленского, потолще. А легитимность эта для него уже дороже жизни. Бывший комик сроднился со своей должностью крепче, чем пресловутый Новосельцев со своим конем — он давно уже не мыслит себя вне своего кресла.

Об этом свидетельствует и его обещание снова баллотироваться, данное летом прошлого года: «Если война продолжится, и если выборы состоятся, я никогда в жизни не брошу свое государство. Потому что я — гарант Конституции, и я защищаю её в любом случае». Тем больнее будет несчастному человечку, когда ему просто рассмеются в лицо: жалкими остатками страны её настоящие хозяева могут управлять и без него. 

Специально для «Другой Украины» историк, политолог Дмитрий Курдов

Поделиться
Отправить
Класснуть
Меню