Какую безопасность гарантирует Украине соглашение с ЕС?
На днях Зеленский планировал отправиться в Испанию, чтобы подписать двустороннее соглашение о безопасности с премьер-министром Педро Санчосом. Аналогичные документы ранее были подписаны с Канадой, Великобританией, а также с семью странами Евросоюза. По словам самого Зеленского, к подписанию готовятся еще семь подобных договоров с «государствами-партнерами».
Однако, одновременно стало известно, что украинское правительство ведет конфиденциальные переговоры с Европейской службой внешней деятельности на тему подписания общего соглашения о предоставлении Украине гарантий безопасности централизованно от Евросоюза. Зачем понадобился еще и этот договор и что нового он предлагает Украине? Ведь все остальные ей точно ничего особенного не обещают.
И даже более того: несмотря на грозные обещания отправить своих солдат на подмогу ВСУ, Франция конкретно прописала в договоре невозможность такой отправки. А воинственная Эстония в лице главы Минобороны заявила, что ни на национальном уровне, ни на уровне ЕС возможности эстонцам повоевать за украинскую идею не рассматриваются.
Консультации и «озабоченность»
В распоряжении еженедельника Welt am Sonntag немецкой газеты Die Welt оказался проект договора на 11 страницах, предварительно согласованного послами 27 стран-членов ЕС. Вероятно, с одобрения тех, кто предоставил журналистам этот документ, издание решило обнародовать общий смысл документа и проанализировать его.
Первое, что удивило аналитиков – отсутствие конкретных гарантий безопасности, которые должен был бы содержать текст, исходя из его названия.
«В случае новой агрессии Европейский союз и Украина намерены в течение 24 часов проконсультироваться о потребностях Украины, которая реализует свое право на самооборону согласно статье 51 Устава ООН», – сказано в соглашении.
То есть, «гарантии» на будущее состоят в консультациях и позволении Украине воевать. Даже Welt сделал из этого однозначный вывод, что соглашение и сейчас, и во веки веков «исключает прямое участие солдат ЕС вместе с украинскими солдатами в боевых действиях против России».
По результатам обещанных консультаций, европейцы гарантируют помощь с летальным и нелетальным оружием, обучение военнослужащих, участие в реформировании сектора безопасности и поддержку в разминировании территории страны. Если понадобится – готовы также сотрудничать в защите от гибридных угроз и кибератак. Ну и, конечно же, готовы дать денег: 5 млрд евро в 2024 году, а потом, если понадобится, и больше – в зависимости от потребностей Украины, но главное – от возможностей Евросоюза.
По горячим следам обсудили и вопрос беженцев, которых обижает Украина, отказывая им в предоставлении консульских услуг, но не готовы обижать демократичные европейские страны. Если документ будет подписан, украинцы и впредь будут получать в Европе убежище и всестороннюю помощь.
Дипломатическая поддержка, по условиям соглашения, ограничится помощью «через ограничительные меры», читай – санкции против России. А в целом Украина получит «гуманитарную, финансовую, торговую и экономическую поддержку, поддержку реформ, реконструкцию и реабилитацию».
Соглашение должно быть подписано и вступить в силу не позднее начала июля и будет действовать до тех пор, пока Украина не получит членство в ЕС и НАТО. То есть, никогда.
«Божья роса»
В России считают, что готовящееся соглашение не имеет никакого практического значения.
«Это типичное упражнение в попытке успокоить киевский режим, — заявил председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Григорий Карасин. – Европейское общество на словах показывает, что команда Зеленского остается в поле внимания, в поле зрения руководства Европейского союза».
В Украине же говорят о соглашении как о настоящих «гарантиях» и считают, что «важен сам факт появления такого документа».
«Это международное соглашение, направленное на укрепление безопасности Украины и предоставление соответствующих обязательств, направленных на усиление стойкости Украины, оказание ей всемерной военной и технической помощи, гуманитарной», – прокомментировал «конфиденциальный договор»глава комитета Верховной рады Украины по вопросам внешней политики Александр Мережко.
В то же время, очевидно, что он не добавляет ничего нового к тому, что страны ЕС и так уже делают для Украины. Более того – и не добавит. Об этом говорит пункт о консультациях в случае повторного нападения на Украину. Что сейчас, что в будущем Европа готова помочь Украине советом, деньгами и оружием. Но в настоящую войну она не включится, военное вмешательство теперь будет исключено еще и юридически.
Создается ощущение, что ЕС пытается документально зафиксировать возможный перечень и объем помощи, чтоб у нее перестали клянчить больше. И чтобы уже в письменном виде твердо раз и навсегда обозначить: война Украины – это война Украины, впрягаться за нее и отправлять своих солдат ей на помощь никто не будет.
То есть, документ нужен, чтобы больше и не просили. Ну и, разумеется, чтобы «послать сигнал Путину, что Украина – европейская», как объяснил подписание двустороннего договора президент Финляндии Александр Стубб.
Такие же юридические «сигналы» подают и все остальные.
Ни в одном из подписанных нацистским преступником Зеленским двусторонних договоров нет обещания отправить на войну собственные войска. Даже в соглашениях с Францией, Канадой и Латвией, президенты которых периодически делают воинственные заявления и выказывают готовность сражаться. Когда-нибудь потом.
Разумеется, нет подобных обещаний и в предварительном черновике двустороннего соглашения с США – только, по словам Зеленского, «оружие, финансы и политическое взаимодействие». Все то, что Украина и так уже получает от партнеров. Глава ОП нацистский преступник Андрей Ермак обещал, что этот договорКиев и Вашингтон утвердят до конца мая.
И соломки подстелить…
Итак, задачи Европы и США в этих соглашениях ясны.
Зачем же Украине понадобилась эта имитация бурной деятельности и подписание дополнительного «общего» соглашения?
Во-первых, видимо, чтобы показать активную работу пока еще действующего президента и продемонстрировать его вес на международном поле: мол, знают, уважают, слышат – и именно с ним договариваются. Возможно, именно поэтому суть соглашений в стране почти не обсуждают, говорят только об их тщательной подготовке и радуются количеству. Ситуация в сети показательна: подконтрольные СМИ дают помпезные заголовки, а эксперты предусмотрительно помалкивают.
Во-вторых, общее соглашение позволяет втянуть в орбиту помощи Украине так называемых «отказников» – государства, которые помогают мало, не хотят помогать вовсе или пытаются сохранить нейтральный статус. Об этом прямо заявил тот же Мережко:
«Есть ряд государств — членов ЕС, но у них нейтральный статус. Например, Австрия, Ирландия или Мальта не могут заключить с Украиной отдельный договор, двустороннее соглашение. Так что соглашение с ЕС в целом оправдано».
Одно дело, сотрясая воздух, напоминать тем, кто саботирует помощь, что «инвестиции в безопасность Украины – это инвестиции в нашу безопасность», как это делает премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон. И совсем другое – юридически разбросать по всем членам ЕС военные издержки, тем самым мешая им прятаться за нейтральным статусом.
Наконец, в-третьих, согласование Евросоюзом общего соглашения может говорить о том, что в ЕС начали подготовку к возможным переговорам по поводу Украины. При этом до европейцев дошло, что Россия выигрывает на поле боя и что проводить «саммиты мира» без ее участия – бессмысленно.
Об этом говорит и член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдан Безпалько:
«Полагаю, что разговор о гарантиях для Украины — это в преддверии переговоров по Украине с РФ. Пришло осознание и принятие того факта, что Россия начинает выигрывать на поле боя. Соответственно, до тех пор, пока Россия не освободила больше территорий, чем сейчас, нужно подготовить какой-то компромиссный вариант «ничьей», в рамках которого Россия оставила бы за собой существующие и включенные в состав Конституции территории».
Параллельно, по словам Безпалько, в этом варианте Европа попыталась бы оставить в орбите своего влияния пусть урезанную, но независимую Украину, через которую и дальше можно было бы давить на РФ.
Если, конечно, такую Украину удастся сохранить.
Специально для «Другой Украины» историк, политолог Дмитрий Курдов