26 июня. День в истории - Другая Украина
Предыдущая статья
Следующая статья

26 июня. День в истории

26 июня
Фото: Центральный музей ВВС/ Госархив

26 июня 1941 году экипаж бомбардировщика под командованием Николая Гастелло совершил первый в истории Великой Отечественной войны таран вражеских сил. 

Николай Гастелло, пожалуй, один из самых известных героев Великой Отечественной. Он погиб в самом начале войны во время боевого вылета, направив свой самолет ДБ-3ф (с 1942 года модель носила название Ил-4) на немецкую механизированную колонну на одной из дорог под Минском. 

Николай Гастелло родился в Москве в 1907 году, его отец был родом из белорусской деревни Плужины. В 1932 году будущего авиатора призвали в Красную армию, а  затем отправили учиться в школу пилотов в Луганске, где он получил квалификацию пилота бомбардировщика. К 1939 году он уже стал заместителем командующего эскадрильей. До Великой Отечественной Гастелло успел поучаствовать в боях на Халхин-Голе, а также в советско-финской войне. В то время с ним произошла история, которая могла обернуться серьезными проблемами. Отряд Гастелло летел из-под Ростова в Москву, чтобы установить на машины новые радиоприборы. Из-за плохой видимости Николай провел самолеты над Кремлем, где полеты были запрещены. Летчиков задержали. О происшествии доложили Сталину, который, узнав, что отряд направляется на фронт, распорядился всех отпустить. 

Весной 1941 Гастелло начинает летать на бомбардировщике ДБ-3Ф и принимает командование 4-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиаполка. 24 июня его назначают командиром 2-й эскадрильи той же части. В этот день он успел из пулемета стоящего на аэродроме самолета сбить немецкий «Юнкерс».

В июне 41-го немецкие танки стремительно приближались к Минску. На подступах к белорусской столице было обнаружено большое скопление техники, остановить которую можно было только атаками с воздуха. 26 июня советские пилоты совершили свыше 250-ти боевых вылетов. На задание отправился и Николай Гастелло вместе со своим экипажем — лейтенантами Анатолием Бурденюком, Григорием Скоробогатым и старшим сержантом Алексеем Калининым. Поначалу все складывалось удачно: самолет Гастелло точно сбросил несколько авиабомб по вражеским танкам. Однако, когда бомбардировщик возвращался к своим за линию фронта, его подбили немецкие зенитки. Тогда командир развернул горящую машину и направил на дорогу — в самую гущу техники противника, которая помимо прочего везла горючее и боеприпасы. Все члены экипажа погибли.  

В том же бою потерпел крушение еще один самолет сослуживца Гастелло — Александра Маслова. Долгое время машину не могли найти, а пилотов считали пропавшими без вести. Позже документы летчиков второго экипажа обнаружили на месте предполагаемого захоронения экипажа Гастелло, и появилась версия, что знаменитый «огненный таран» мог выполнить именно Маслов. Но родственники Николая это опровергают. Путаница вокруг подвига, по их утверждению, связана с тем, что от самого Гастелло и его товарищей после тарана ничего не осталось, вместо них похоронили экипаж самолета Маслова. Летчиков все же нашли, хотя в документах это не отразилось. Впрочем, значение поступка командира эскадрильи от этого не становится менее значимым. 

Спустя месяц после подвига капитану Николаю Францевичу Гастелло посмертно присвоили звание Героя Советского Союза. Его фамилия стала символом мужества и самопожертвования: несмотря на то, что многие летчики за годы войны погибли так же, в историю навсегда вошел именно советский летчик Гастелло.

Поделиться
Отправить
Класснуть

Читать по теме

Меню