Работа по коррекции российской доктрины ядерного сдерживания находится в продвинутой стадии. Что могут означать изменения на практике? На эту тему размышляет обозреватель Марк Тревельян в материале для Reuters.
Он напоминает, что нынешняя доктрина была изложена президентом РФ Владимиром Путиным в июне 2020 года в указе. В нем, в частности, говорится следующее: «Российская Федерация оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного оружия и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против Российской Федерации с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства».
«Поскольку этот риск не имеет четкого определения, Путин смог завуалированно угрожать использованием ядерного арсенала России для сдерживания любого прямого ответа Запада на начало СВО», — пишет Тревельян.
Бывший советский и российский дипломат, участвовавший в важных переговорах по контролю над вооружениями, Николай Соков говорит, что сейчас целью будет послать сигнал Западу: «Не забывайте о ядерном оружии. Будьте очень, очень осторожны».
Однако Соков сказал, что Россия не будет публично объявлять об изменениях такого рода. Обозреватель пишет, что вместо этого Россия может объявить, что изменила свою политику, но новая доктрина будет держаться в секрете, что послужит сигналом для Запада и одновременно заставит его гадать.
Отмечается, что риск ядерной войны с Россией удерживает США и их союзников по НАТО от отправки своих армий на Украину.
Однако, по словам Сокова, было бы неправильно делать вывод, что ядерные сигналы России — это пустые разговоры, добавив, что они уже помогли замедлить ускорение темпов оказания помощи Западом. Более того, Россия уже предприняла конкретные шаги, разместив тактические ядерные ракеты в Беларуси и проведя в этом году учения по отработке запуска такого оружия.
«Большая ошибка думать «о, они просто говорят»… Когда они меняют доктрину, все должны обратить на это внимание», — заключил Соков.
Ранее мы писали, что президент Беларуси Лукашенко отметил, что после Второй мировой войны Штаты стали монополистами во многих сферах – «за наш счет». Он обратил внимание, что у США не получилось стать монополистом в сфере ядерного оружия, поскольку СССР разработал собственные технологии