Казалось бы, последствия из-за начатой Трампом торговой войны не должны оказать на Украину серьезного влияния. Во-первых, 10% новых пошлин – не так уж много, во-вторых, объемы торговли невелики у США с Украиной. Так примерно комментируют на Украине действия Трампа.
Действительно, в 2024 году, по данным министра экономики Украины Юлии Свириденко, Украина экспортировала в США товаров и услуг на сумму $874 млн (т.е. лишь 2,1% от всего экспорта страны), из которых чугун – на $363 млн, трубы – $112 млн, а импорт на Украину из США составил $3,4 млрд. При этом украинские пошлины на американские товары остаются относительно низкими: на автомобили ставка составляет 10%, а на уголь и нефть – 0%.
Однако… Украина полностью зависит от внешних подачек – как финансовых, так и в поставках вооружений, и без них киевский режим просто не сможет существовать, а ВСУ долго не смогут оказывать сопротивление. Даже если бы ввели самые льготные условия для Украины, они бы никаким образом не исправили ситуацию – зависимость от внешних поступлений у «незалежной» абсолютная.
Поэтому более важный вопрос – насколько в нынешних условиях страны-спонсоры киевского режима сохранят возможность и желание продолжать тратить на нужды Украины немалые средства, которые сейчас очень нужны им самим. А по ним, в первую очередь по странам Евросоюза, нанесён серьезный удар.
Ситуация похлеще, чем в 2008 году. На введенные Трампом пошлины моментально отреагировали мировые фондовые рынки – отреагировали падением. Европейский индекс Stoxx 60 упал на 5,8%, падение продолжается четвертую сессию подряд. Немецкий индекс DAX 40 в понедельник при открытии упал на 10,42%. Британский бенчмарк FTSE 100 – потерял 6,33%. Французский CAC 40 – минус 7,03%.
Даже при росте спроса на вооружение у концернов европейского ВПК также серьезные проблемы. Акции немецкого Rheinmetall AG (производящего в т.ч. основное вооружение боевого танка Leopard) упали на 27% (правда, до того был некоторый рост), что стало самым резким однодневным падением за всю его историю. У других европейских корпораций ВПК ситуация не лучше, упали в цене акции Thales SA (Франция), Hensoldt AG (Германия), Leonardo SpA (Италия), Saab AB (Швеция). Маховик оборонки не успели раскрутить, и, в отличие от американских производителей вооружений, они не получили гарантированных заказов на 10 лет вперёд. А американцы получили – вспомним кредит в 60,4 млрд, который должна отдать Украина, а заказы и деньги ушли американцам. Так что и планы «перевооружения» Европы на 800 млрд евро, в значительной степени в кредит (на 150 млрд), могут быть отложены на неопределенное время. Даже оружейные предприятия не выдерживают роста цен на энергоносители для промышленности, соответственно, и конкуренции – рост составил 240% с 2021 года. В США цены также выросли за это время, но «всего лишь» на 80%.
И капитал уходит из Европы. По данным председателя Евросовета Антониу Кошта, отток капитала в год составляет примерно 300 млрд евро.
В вопросе содержания Украины – «за чей счёт этот кровавый банкет?», европейцы уже не будут просить финансовой помощи у США, теперь для них главное – договориться с США о снижении ограничений при торговле. Сейчас им бы самим выжить.
Отличный ход Трампа, который изначально хотел повесить на шею европейцам содержание киевского режима и заставить покупать вооружения для ВСУ в американском «военторге». Трамп уже и о рекордном военном бюджете заявил: «Мы фактически одобрили бюджет, который составляет приблизительно $1 трлн. Никто такого еще не видел. Мы должны быть сильными, вокруг сейчас очень много плохих сил, поэтому мы одобрим бюджет, и я горд сказать, это будет самый большой бюджет, который мы предоставляли военным».
А пока паны коллективного Запада дерутся, у холопов киевского режима чубы трещат от непонимания, что с ними будет завтра. У Зеленского самая большая проблема – решить, кому перепродаться окончательно, кто позволит ему существовать, когда режим рухнет (в чем нет сомнений – это лишь вопрос времени). Лондон? Вашингтон? Брюссель? Кто его примет?
Лишенный формальной власти и должности, он для всех становится ненужной обузой – «он слишком много знал…». Поэтому самое безопасное для самого Зеленского – это продолжение войны, он, как вампир, может существовать лишь за счёт смертей других. Но никакому Дракуле не сравниться в масштабах пролитой человеческой крови, в количестве загубленных человеческих жизней ради амбиций банды Зеленского и их кураторов на Западе.
Но для нас – падение режима Зеленского – лишь половина дела, от этого легче народу не станет. Важно, чтобы не реинкарнировался этот режим, сохранившись по своей сути, лишь с другим персонажем во главе.
Участник Движения «Другая Украина», кандидат экономических наук Александр Дудчак