Жаль, что придётся говорить о грустном. Впрочем, не только. Будет и о радостном.
В борьбе с канонической Церковью на Украине (а фактически с Самим Христом) украинские власти ищут и, к сожалению, находят «новые формы».
Захваты храмов с помощью проплаченных бандитов всё ещё используются. Но дело это хлопотное. Могут начаться судебные разбирательства. А где-то, придя на штурм с «болгаркой», неожиданно можно получить по шее. Как это случилось недавно в Почаевской лавре, где монахи и семинаристы вышвырнули захватчиков из обители.
А потому антицерковным режимом Зеленского взят на вооружение извечный подлый метод. Разделение. То есть привлечь к себе предателей и расколоть церковное собрание.
Вкратце суть сегодняшней ситуации.
В УПЦ есть люди, хорошо понимающие, что любые уступки в вопросах веры, апостольских правил – это духовная смерть. Превращение Церкви в незаконное сборище.
Но есть и те, кто с мая 2022 года (собрание в Феофании) говорят: «Уступим, подыграем немножко власти, на что-то закроем глаза, но зато выживем». Разумеется, все эти уступки (а по сути, предательство) оправдываются благом Церкви, православного народа и проч.
Вот именно этим делением киевской властью православных Украины на несговорчивых, юродивых, «промосковских» и лояльных, готовых договариваться, а за это жить спокойно и сытно под покровом Банковой, характеризуется нынешний исторический момент.
В качестве ловушки рядом известных священнослужителей УПЦ активно продвигается старая идея украинской самочинной автокефалии. Мол, отделимся от Московской Патриархии уже окончательно, объявив себя новой Поместной Церковью, и власти нас оставят в покое. Будем себе служить, как «национальная» церковь.
Почему это опаснейшая и смертельная для Церкви ловушка?
Потому что сторонники лояльности со своей самочинной автокефалией ведут к нарушению канонов Церкви и апостольских правил. А, нарушив их, УПЦ станет таким же незаконным сборищем, как и ПЦУ.
«Реформаторам» говорят: «Без разрешения Московского Патриарха новая поместная церковь Украины будет незаконной. Никто из 15 ныне существующих поместных Церквей самозванку не признает. А без такого признания новой самостоятельной церковью стать нельзя. Наконец, власти принудят нас объединиться и служить с ПЦУ. А за такое «служение» положено извержение из сана согласно тем же нарушаемым вами канонам».
Что мы слышим в ответ? Либо молча прячут глаза, либо намекают, мол, вы люди неграмотные и не лезьте в дела богословские.
Вот и приходится признать: внутри канонической УПЦ сегодня есть две силы. Одни готовы страдать, а если надо, и умирать за веру. Другие хотят жить в дружбе с СБУ, сохранив свое душевное и материальное благополучие.
Интересна здесь и география.
Галичина (Львовщина, например), места, где власти давно рапортуют о том, что зачистили ненавистное «московское православие», являет примеры верности и исповедничества.
На днях корреспонденты ИА REGNUM сумели поговорить с людьми на Западной Украине об их катакомбном служении Богу. Признаюсь, слёзы душат, когда читаешь слова наших единоверцев.
Вот 65-летняя Татьяна:
«Служба и молебен проходят на квартире дочери одной из наших прихожанок. Во время службы включаем ноутбук, чтобы службу могли послушать другие. Собираемся небольшими группами, по семь-девять человек. Не берем с собой никаких мобильных телефонов, чтобы спецслужбы по ним не определили наше местоположение. За день до богослужения каждый из тех, кто собирается посетить его, должен выйти на связь. Если человек не выходит — значит, его могли арестовать. Меняем квартиру. После богослужения выходим из квартиры по одному-два, с интервалом 10–15 минут».
А вот отец Алексий (фамилию, естественно, называть нельзя):
«Ко мне не раз приходили, сначала уговаривали, потом запугивали, затем угрожали. Пока служу. Но если отберут храм, буду служить в гараже, а отберут гараж – пойду куда-нибудь в подвал. За прихожан тревожусь. А за себя не боюсь. Господь сподобит – значит, пришло мое время пострадать за Христа».
Теперь из растерзанной церковной Галичины переносимся в Южную Пальмиру. В Одессе, на первый взгляд, у представителей УПЦ «симфония» с украинскими властями. Ничего не отбирают из имущества и зданий. «Президента» Зеленского хвалят за мудрость. Правда, священников, законно поминающих на богослужении Патриарха Московского, правящий архиерей митрополит Агафангел сдаёт в СБУ. Ну это издержки момента.
Похоже, владыка Агафангел Одесский становится центром второй силы в УПЦ. Не только не поминающих Патриарха Кирилла, но и каноны Церкви презирающих.
И теперь уже не воспринимается как конспирология идея, которую всё чаще негромко озвучивают в околоцерковных кругах.
Блаженнейший митрополит Онуфрий был не напрасно лишён украинского гражданства. Его планируют сместить с должности, изгнать из страны, а переходной фигурой поставить во главе УПЦ именно митрополита Агафангела. А когда он выполнит поставленную задачу (соберёт вокруг себя и смешает раскольников ПЦУ и предателей УПЦ, то есть предъявит ту самую новую «незаконную украинскую церковь»), ему позволят с почётом в тишине и сытости доживать остаток дней. А никем не признанную, кроме СБУ, «поместную украинскую церковь» возглавит некая новая фигура.
Только есть один существенный момент.
Вот туда, в подвалы и гаражи на Львовщине, где с риском для здоровья и жизни собираются верующие, в это церковное собрание приходит Христос. А к «реформаторам канонов», умиротворителям зверя на Банковой Господь не придёт.
Хотя, похоже, Он им и не нужен.
Нужен Господь народу Божию на Украине. Народу, который надо освобождать не только от клики Зеленского, но и от «своих» обманщиков в рясе и с панагиями.
Ян Таксюр, член Совета Движения «Другая Украина»