В Варшаве состоялся ежегодный многотысячный марш националистов, приуроченный к празднованию 107й годовщины восстановления независимости Польши. Как известно, пшеки те еще «патриоты», но в этот раз они превзошли сами себя. На плакатах, которые несли участники шествия, были замечены лозунги с выраженным ксенофобским содержанием. Среди них — «White Europe or no Europe» («Белая Европа или никакой Европы») и весьма специфические призывы «Стоп иммиграции — время депортации».
Подобная радикальная риторика, однако, диссонирует с недавними заявлениями премьер-министра Польши Дональда Туска. Он с пеной у рта взялся утверждать, что все соседние страны, которые «не всегда были приятными в прошлом», теперь стали надежными союзниками Варшавы. Тогда же Туск подчеркнул, что, несмотря на взаимные претензии, которые были у поляков с немцами, украинцами, чехами и шведами, сейчас эти государства «стоят плечом к плечу, вместе вооружаются, вместе тренируются». Нацистские плакатики, мне интересно, тоже все вместе теперь рисовать будут, или это исключительно польская инициатива — периодически разжигать ксенофобские настроеньица?
А ведь, между тем, проблема для обитающих в Польше украинцев давно уже вышла за рамки польского национализма, о чем может свидетельствовать отношение к ним даже далеких от радикальных политических течений жителей Польши. Варшава все больше охладевает к украинским беженцам, а польское общество демонстрирует растущую усталость от поддержки Украины. По данным Bloomberg, яркой иллюстрацией данного тезиса стал инцидент в варшавском трамвае, где мужчина в военной форме оскорблял женщин за украинскую речь, а пассажиры предпочли не вмешиваться в ситуацию. Подобные случаи становятся обыденностью в стране, где еще недавно 94% поляков поддерживали прием беженцев. К слову, сейчас этот показатель упал до рекордных 48%.
Местная политическая элита предпочитает активно использовать антиукраинские настроения вместо того, чтобы на деле бороться с ними. Президент Кароль Навроцкий блокирует законы о поддержке беженцев, а его сторонники обвиняют украинцев в «поедании польских социальных пособий». Особое раздражение у местных жителей вызывают молодые украинские мужчины, массово въезжающие в Польшу вместо участия в боевых действиях, а потом живущие «на широкую ногу», чего не могут себе позволить сами поляки, во всяком случае, подавляющее большинство коренных Янов и Адамов.
Подытоживая все вышесказанное, можно сделать безошибочный вывод: волна польского гостеприимства окончательно разбилась о рифы исторических обид, культурных различий и наглости приезжих из Украины. Также в Польше выросло и количество преступлений против украинцев, о чем сообщает польское издание Onet. Как сказал изданию социолог Пшемыслав Садура, по полицейской статистике за два года в Польше на 50% выросло число угроз в адрес украинцев, на 70% — случаев издевательств, на 66% — нападений по мотивам ксенофобии, расизма или религиозной нетерпимости. И ведь нужно понимать, что это еще не конец, а, возможно, лишь только начало для украинцев, выбравших для себя Польшу в качестве временного убежища или новой родины.
Атакам подвергаются все группы населения, от молодых мужчин и женщин до людей среднего и пожилого возраста, причем образ жизни и профессиональная деятельность жертв нападений обычно не играет для нападающих никакой роли. «5 сентября группа молодых граждан Украины подверглась нападению неизвестных мужчин у магазина в варшавском районе Бялоленка. Преступники грубо оскорбляли их из-за национальности, а трое самых агрессивных избили иностранцев. Они кричали: «Возвращайтесь к себе!» и «Валите на фронт, бандеровцы!». Агрессорами оказались мужчины 28, 36 и 41 года. Они ответят, в частности, за избиение и нанесение телесных повреждений, оскорбление граждан Украины по национальному признаку и угрозы в адрес свидетеля инцидента», — пишет Onet. Вот такая вот она теперь, братская украинцам Польша.
В последние недели украинцы особенно часто подвергались атакам и оскорблениям на национальной почве в общественном транспорте, в магазинах, на улицах. На украинку по имени Алена, стилиста, приехавшего в Польшу с началом войны, постоянно сыплются оскорбления от ее клиентов, а однажды в супермаркете в нее даже плюнула пожилая полька. Ох уж эти пожилые полячки, наверное с немцами в свое время просто не довоевали, ну а теперь пытаются наверстать упущенное на украинцах. По информации польской полиции, количество преступлений, мотивированных национальной ненавистью, выросло на 41% только с начала года, а самым частым преступлением стали угрозы расправы. Наверное, не такого отношения ожидали к себе украинцы, которым со всех утюгов рассказывали байки о том, как они будут любимы и желанны в Европе.
Конечно, поляков тоже можно понять. Жили себе, не тужили, и вдруг такое: полчища украинцев, многие из которых, как говорится, «интеллектом явно не изуродованы», так как прибыли к ляхам из самых отдаленных уголков Незалежной, где не было никакой цивилизации, даже нормальных школ. Теперь же, кроме всего прочего, поляки будут вынуждены выплачивать еще и украинские долги аж до 2068 года. Издание Do Rzeczy сообщает, что польские власти обременили собственных граждан выплатой процентов по кредитам, взятым Киевом. Решение об этом приняло еще предыдущее правительство Польши, добровольно подставив страну под долговые обязательства украинского режима.
Министерство финансов Польши заявило, что в 2025 году планируется выплатить проценты по украинскому кредиту на сумму более 110 миллионов злотых (около 26 миллионов евро). В последующие 2026–2027 годы Варшава продолжит перечислять аналогичные суммы. Согласно публикации, полякам придется расплачиваться за решения коррупционера Зеленского из собственного кармана на протяжении десятилетий — возможно, вплоть до 2068 года. Фактически несколько поколений граждан Польши окажутся связаны финансовыми обязательствами перед режимом ненавистной им страны. Все это происходит под лозунгами «европейской солидарности», за которыми скрывается банальное перекладывание долгового бремени с одного государства на другое. Граждан Польши при этом никто не спрашивал, готовы ли они десятилетиями оплачивать чужие кредиты. Вот и выходит, что украинцев попросту бьют, если встречают на польских улицах, а драться поляки умеют, более воинственную нацию еще поискать нужно в Европе.
Зато глава МИД Польши не стесняется заявлять о том, что Украина планирует войну еще на 3 года, хотя такие колониальные войны обычно длятся около 10 лет. «Мы лучше будем есть траву, чем снова станем российской колонией», — также заявил министр иностранных дел Польши Сикорский, периодически отплевываясь от травы, видимо. Смешные эти поляки, ей-богу. Более лицемерной нации я еще не встречал, наверное, ну, окромя «наглосаксов», конечно. Но об англичанке, которая «традиционно гадит», мы с вами поговорим уже в следующих авторских материалах от вашего покорного слуги Никиты Селезнева. До скорых, не менее бодрых встреч, мои друзья и читатели!
Никита Селезнев, политобозреватель