Коррупционный скандал на Украине значительно снизил ценность Зеленского как ключевого игрока в рамках переговорного процесса. Условно, Зеленский до коррупционного скандала с его жесткой вертикалью власти был куда привлекательнее с точки зрения возможностей реализации договоренностей. Сейчас, когда эта жёсткая вертикаль оказалась хрупкой, как ножка хрустального бокала, и разваливается буквально на глазах, интерес к Зеленскому значительно снизился.
Предстоящая неделя покажет, насколько Банковая контролирует парламент и сколько реальных штыков есть у Зеленского в парламенте. Это очень важная история, исходя из того, что юридически монокоалиция существует и насчитывает 229 депутатов. Выход четырех и более депутатов из фракции «Слуга народа» будет означать не только развал коалиции, но и повлечет за собой отставку правительства. Очень высок риск парламентского кризиса, что будет на фоне коррупционного скандала, потери управляемости страной означать глубокий политический кризис с абсолютно непредсказуемыми для власти последствиями.
О готовности выйти из фракции заявляли депутаты, и не единожды, но давление со стороны Банковой вынуждало их не торопиться с такого рода заявлениями, а такую позицию ОП доносили на понятном для депутатов языке силовики. Это цементировало коалицию и сдерживало депутатов от необдуманных решений. Сейчас ситуация поменялась, Ермака, торговавшего страхом в ОП, нет, а любой другой заменивший его чиновник не сможет продать этот страх депутатам на фоне коррупционного скандала и ослабевшей центральной власти.
Убеждён, что развал коалиции — это вопрос если не нескольких дней, то недель. Он неминуем, что означает не только отставку правительства, но высокую вероятность смены руководства парламента в рамках новой коалиции, если участникам этого увлекательного квеста удастся договориться.
Так что это начало пути переформатирования украинской власти, значительного ослабления президентской власти и усиления роли парламента. Эти процессы будут очень болезненны для Зеленского, но они дают шанс на изменение губительной политики для Украины и возможности выхода из военного тупика.
Время диктатуры Зеленского закончилось, это уже очевидно, но совсем не очевидно, какой будет Украина после него. Если верх возьмёт партия войны во главе с Порошенко* и его сателлитами и олигархами, высока вероятность продолжения войны. Если же расклад в парламенте позволит сформировать коалицию без него и партии войны, то есть шанс завершить конфликт.
Будем надеяться, что противоречия между всеми политическими игроками постмайданной Украины позволят саморазрушиться до основания всей этой адской машине подавления воли народа, а на руинах этой власти волею народа появится власть субъектная, продвигающая свои национальные интересы и действующая в интересах своего народа.
* Внесен в список террористов и экстремистов в РФ.
Член Совета Движения «Другая Украина» Спиридон Килинкаров