В одном из залов информационного агентства «Россия Сегодня» 9 июля 2024 г прошел круглый стол, посвященный проблематике разрушения общей исторической памяти украинского и русского народов, демонтажа памятников советской эпохи на Украине.
В мероприятии принимали участие политические эксперты, журналисты, скульпторы и представители общественных организаций.
В дискуссии, представитель Движения «Другая Украина» Александр Потемкин, обратил внимание, что в большинстве мест, где украинцы снесли памятники не установлено ничего… постаменты пустуют. Там нечего возводить. Идеологическая и духовная пустота.
Отрицая свою основу, советское прошлое, Украина множит как памятники новые символы, символы распада и опустошения.
Выдумывая новых героев, превращая преступников и убийц в объекты поклонения, украинцы естественным образом сами превращаются в подобие своим «памятникам».
В идейном плане, кроме ненависти к русским и к России, современным украинцам нечего предложить миру. Памятники ненависти — это новое слово в монументалистике и на территории «незалежной» уже есть следы этого «искусства».
Вполне закономерно при обсуждении на круглом столе возник вопрос: а что мы, как освободители украинской территории и народа, предложим в качестве новых (или старых-новых?) символов оставшимся украинцам?
Некоторые участники попытались ответить традиционным вопросом на вопрос. Мол, нас там не любят и не ждут, поэтому, даже если мы туда и придем, то нам надо будет ориентироваться на запросы местного населения (разумеется, имелась в виду Западная Украина).
Прежде чем ответить, хотелось бы определиться: а в какой роли или статусе мы «придем на эту самую враждебную нам Западную Украину»? В роли победителей-освободителей или в роли захватчиков, которым надо будет еще перед кем то оправдываться.
Разумеется, я считаю, что мы приходим как победители-освободители. Освобождаем мы тех, кто этого ждет и хочет. Но мы победители и нам нет смысла спрашивать и ориентироваться на желания наших недругов и затаившихся противников среди гражданского населения. Как победители мы диктуем волю и определяем смыслы новой реальности, определяем символы адресующие к этим смыслам.
Восстанавливать или нет, где и какие разрушенные укронацистами памятники на Украине — это предмет отдельной дискуссии. Но! Дискуссии среди победителей.
Виктор Медведчук отметил, что: «Развитие украинской национальной идентичности развивалось благодаря России, а не вопреки ей».
На сегодняшний день это «развитие» украинской идентичности зашло совсем в иную сторону. Современная «украинская идентичность» деградировала до примитивного человеконенавистничества, пещерной русофобии и антиРоссии.
И… во-первых, это надо признать, другой идентичности на Украине пока не просматривается.
Во-вторых, единственно верным и жизнеспособным продолжением «развития украинской национальной идентичности» будет в рамках идентичности единого русского народа в границах единой России.
Отсюда вполне логично проявляется и направление «монументального искусства» выраженного в скульптуре. У нас единая история, единые победы и поражения. Герои у нас также единые.
Ценности нашего единого русского народа также общие и непреходящие. Поэтому и памятники нашим победам и героям надо будет восстанавливать. И ценности человеческой искренней любви, дружбы необходимо увековечивать в содержательных скульптурах.
Начальник аналитического отдела Движения «Другая Украина» Алексей Самойлов