Говоря о Бандере, я вспоминаю мою беседу со старшим сыном Эрнесто Че Гевары, Камило Геварой в августе 2016 года в Гаване, которая потом была опубликована, как интервью. Дело в том, что за несколько недель до этого, на Украине стало модным распространять «проверенную информацию» о том, что Че «переписывался с Бандерой» и «учился у него» методам партизанской борьбы. Было важно спросить об этом у сына Че, который являлся директором главного архива документов своего отца на Кубе. Вот фрагмент этого интервью:
«— Ультраправые украинские националисты, захватившие власть в Киеве, во многих публикациях и официальных заявлениях утверждали, что Че был поклонником антикоммунистических партизан из Украинской Повстанческой армии (УПА), учился у них тактике, в бою за Санта-Клару опирался на рекомендации их советников и даже пригласил их руководителя Степана Бандеру участвовать в борьбе с Батистой. Я думаю, важно, чтобы ты это прокомментировал.
— Это совершенно невозможно и звучит дико. И, конечно, это утверждение отнюдь не невинно и нейтрально. Это попытка использовать в интересах реакции мобилизационные возможности символа, который представляет собой образ Че. К сожалению, есть много доверчивых людей, которые готовы верить в любую глупость, не пытаясь задуматься хотя бы на секунду. И реакционеры прекрасно это знают и пользуются этим (…)
Это известный вид тактического маневра. Запутать — очень эффективный инструмент для привлечения масс, определяющих направление событий, на свою сторону. Такие попытки обычно отличает грубость и непорядочность, для них цель всегда оправдывает средства. Через какое-то время, добившись или нет своих целей, тактики такого рода, возможно, цинично объяснят, что эта ложь была необходима во имя высшего блага. И это высшее благо, как обычно, останется заложником в руках горстки привилегированных.
Я не критикую искренней любви человека к своей земле. На нашем этапе развития цивилизации это совершенно естественно. Нам, кубинцам, такое чувство прекрасно знакомо. Но вместе с этим мы насмотрелись и на «патриотов», которые для борьбы с предполагаемым злом, угрожающим Родине, продают тело и душу первому встречному, обещающему им виллы и дворцы. И, если это необходимо, — саму Родину тоже. (…)
НАТО не интересуют ни украинская независимость, ни сами украинцы. Они жаждут заполучить для себя их территории исключительно из-за их богатств и географического положения. И если Украина в конце концов окажется в их руках, мы увидим, как сложно будет из них освободиться. Или же Украину оставят в покое — но, когда она будет в таком состоянии, что восстановить ее будет непросто и это принесет украинскому народу огромные беды. Было бы полезно, если бы украинцы учились на уроках Ирака, Ливии и Сирии».
К сожалению, мы не смогли или не успели научиться ни на чьих уроках. В персонаже Степана Бандеры меня всегда поражало одно-единственное. Банальность зла. Как такой маленький, ограниченный во всех отношениях человек, смог превратиться в главный символ всего худшего, что есть сегодня в сегодняшней Украине?
Пробегая глазами по разным интерпретациям его биографии на разных языках, нетрудно различить некоторые постоянные черты персонажа: упрямство, настойчивость, жестокость, личный аскетизм, идеологический фанатизм (в котором – квитессенция всех основных разновидностей человеконенавистничества, что общеизвестно), но при этом удивительным образом нет ничего выдающегося. С известных фотографий и портретов на нас смотрят холодные глаза предводителя и палача, но нет в его жизни абсолютно ничего выдающегося, загадочного или особенного. Обычный чиновник нацизма, уверенный в исключительности своей исторической миссии и в собственном праве уничтожать на себя не похожих. Даже его труп в гробу похож на фрагмент из карикатурно-нестрашного фильма о вампирах, где кукла мертвеца выполнена со зловеще торчащими зубами, чтобы всем сразу было понятно, кто лежит перед нами.
Я думаю, что культ Бандеры – явление исключительно политтехнологическое, и его главная цель – окончательный внутренний раскол украинского общества, абсолютное большинство которого в дни Евромайдана еще не испытывало к этому персонажу ни малейших симпатий. С ним невозможно идеологически спорить, поскольку он изначально пуст внутри. И, заодно, нынешнее восхищение Бандерой и празднование его дня рожденья – несомненный показатель быстрой деградации некоторой части общества, превращенной западными кураторами в идеологическую элиту временно оккупированной ими Украины.
Независимый эксперт Олег Ясинский