Много разных по значимости событий происходит в мире, но для нас основные события, конечно же, связаны с ситуацией на поле боя. Именно там сейчас решается вопрос, когда реальные переговоры по Украине могут начаться и с чем стороны сядут за стол переговоров. Основная задача украинской стороны – сделать фронт статичным хотя бы на ближайшие два месяца.
Именно поэтому Ермак дал поручение Сырскому удерживать любой ценой Покровск и Купянск, чтобы не давать оснований усомнится западным партнерам в способности украинской армии держать оборону. Срок два месяца назван тоже не случайно – это время, когда армии могут осуществлять манёвры, пока позволяют погодные условия. Сам же Ермак время зря не теряет и проводит встречу с Госсекретарем Рубио на предмет гарантий безопасности для Украины после завершения конфликта. Это очень болезненный вопрос для Трампа, который ни в какой форме не приемлет участие американской армии в обеспечении этих гарантий. Трамп по-прежнему уверен, что это европейский конфликт и, соответственно, гарантии безопасности дело самих европейцев. Тут надо понять одну простую вещь, когда речь заходит о гарантиях, то важным является готовность тех, кто такие гарантии дает, полноценно участвовать в конфликте, если таковой конфликт станет неизбежным. Американцы однозначно дали понять, что при любом раскладе они такие гарантии давать Украине не намерены. Европейцы готовы предоставить свои гарантии безопасности, если в них будут участвовать американцы, они также как и американцы не готовы предоставлять свои войска в случае возобновления конфликта. Их логика понятна, Украина не член НАТО, а реальная оборона Альянса проходит по западным границам Украины, не включая ее территорию. Каких же гарантий добивается Ермак от американцев? Расширение военного и экономического сотрудничества, рассмотрены направления углубления сотрудничества в различных секторах. Но какое это отношение имеет к гарантиям безопасности?
Последние события свидетельствуют о продолжающейся военной поддержке со стороны администрации Трампа: 16 сентября были одобрены первые пакеты военной помощи США для Украины, финансируемые союзниками по НАТО в рамках программы Prioritized Ukraine Requirements List (PURL). Зеленский подтвердил 17 сентября, что Украина получит ракеты Patriot и HIMARS в составе этого пакета помощи. Это военная помощь, но опять же, это не гарантии безопасности.
Изначально позиция Украины сводилась к тому, что зарос Украины на гарантии ее безопасности, ничем не должен отличаться от гарантий безопасности стран Альянса, согласно 5 статьи НАТО о коллективной безопасности. Западным союзникам Украины пришлось потратить немало времени и сил, чтобы разъяснить Украине невозможность такого пакета гарантий. Дело не только в том, что США против такого подхода, но и в самом альянсе многие страны не приемлют такого подхода. С точки зрения западных партнеров Украины, гарантии безопасности видятся в виде политической, дипломатической и военной помощи Украины, но без прямого участия их контингента войск. Нет, представители отдельных стран «коалиции желающих» постоянно делают политические заявления о готовности ввести свои контингенты на территорию Украины, но дальше заявлений дело не продвигается.
Причина понятна, это будет решением отдельной страны, соответственно, Альянс в целом, включая и США, не несет никакой ответственности за безопасность той страны, которая самостоятельно примет такое решение. В этих условиях потуги Ермака выглядят более чем сомнительно. Понятно, что диалог по столь важному вопросу для Украины должен быть, но это скорее процесс с весьма предсказуемым результатом. В конце этого процесса, наверное, должен родится документ сродни «Будапештскому меморандуму» и ни на что большее Украина рассчитывать не может.
Что же касается поставок вооружений, политических и дипломатических усилий Запада – все это не имеет никакого отношения к гарантиям безопасности. Единственная действенная гарантия безопасности – это прямое участие вооруженных сил стран, гарантирующих безопасность Украины, таких стран нет, и они не появятся.
Так что переговоры как политический процесс важны и нужны, но это скорее для имитации политического процесса, чем решение вопроса безопасности для Украины. Единственная страна, которая могла бы всерьез обеспечить гарантии безопасности Украины, с готовностью прямого участия в случае агрессии против Украины, была Россия.
И эти гарантии работали ровно до тех пор, пока сама Украины не стала на тонкий лед по требованию своих западных новоявленных союзников. Теперь такой опции у Украины нет, как и нет оснований полагать, что отношение США и большинства стран членов НАТО изменится. Оно не изменится хотя бы потому, что в этих странах политическая элита не намерена жертвовать интересами своей страны, и своими политическими интересами, ради того, чтобы выписать себе же билет на войну с Россией. Не верите, спросите у поляков, венгров, словаков и румын, можно еще поинтересоваться у прибалтов, при всей их антироссийской риторике воевать с Россией они на торопятся. Не говоря уже о сытой Западной Европе. Политические заявления их лидеров абсолютно противоречат интересам большинства их граждан, что в общем-то не мешает им делать публичные заявления, при этом демонстрируя неготовность перейти черту, за которой война с Россией.
Так что говорить о гарантиях безопасности будут, но все сведется к очередному меморандуму, на большее никто не готов.
Член Совета Движения «Другая Украина» Спиридон Килинкаров