Представьте, что в ваш дом, где живут ваши родные люди, внезапно входят неизвестные. Они что-то ищут, не обращая на вас внимания. Рассматривают ваши семейные фотографии. Топчут портреты родителей. Что-то заносят в списки или забирают с собой. Как будто тяжёлый сон.
Нечто подобное сейчас происходит со мной.
В Киево-Печерскую лавру, в монастырь 11-го века, где пребывают нетленные мощи 122-х святых Божиих угодников, в место, где много лет я молился с тысячами паломников, пришедшими в Киев со всех концов Руси, куда приходил с женой, детьми, друзьями, где помню каждый поворот Пещер – вот сейчас Дамиан Целебник, а там Алипий, писавший чудесные иконы, первый русский врач Агапит, летописец Нестор – вот сюда, в эту святую тишину, снова входит чуждое, холодное и враждебное.
Минкульт Украины создал особую комиссию, которая должна проверить «наличие останков святых» в гробницах пещер заповедника и определит их «историческую и научную ценность». Заметим, проверить тайно. Ещё подчеркнём: для проверяющих Лавра – не монастырь, а заповедник. И принадлежит он не Церкви, а их «державе». И они могут распоряжаться святынями, как хотят. Для них – это экспонаты.
Летом 2023 года уже было первое нашествие чиновников-«специалистов». В результате мы узнали тогда, что ценнейшие иконы, древние предметы для богослужения стали появляться на европейских аукционах, в музеях Италии и Франции.
Россией был заявлен протест. С 1990 года Киево-Печерская Лавра официально находится под охраной ЮНЕСКО. Но мы знаем: для киевского режима нет юридических (и, тем более, моральных) препятствий, если речь идёт о наживе и воровстве. И все нынешние разговоры, что «комиссия» будет вести учёт, – лживые отговорки. За суетой проверки готовится новый этап разграбления мировой святыни.
Вслед за грабителями-большевиками, гитлеровцами под своды Лавры спустился третий сорт осквернителей – украинские нацисты.
Все три категории захватчиков – безбожники. Понять, каким образом 800-900 лет тела святых остаются нетленными, они не могут. Да и не хотят понимать. Разговоры о том, что Свято-Успенская лавра в Киеве – это единственное, уникальное место на земле, что здесь Удел Пресвятой Богородицы, что святые через нетление прославлены Богом, что они продолжают помогать и сегодня тем, кто к ним обращается с верой – всё это чуждо и ненавистно осквернителям.
Большевики пытались привлечь свою «науку» для «опровержения». Безуспешно. Гитлеровский комендант в 1941-м году пришел под своды Ближних Пещер, и с размаху ударил револьвером по мощам преподобного Спиридона. Из руки, сложенной в троеперстие и пролежавшей нетленной восемь веков, хлынула кровь. Комендант выбежал, перепугавшись, и велел открыть доступ в Лавру.
Банда Зеленского хуже гитлеровцев. Они, наоборот, закрывают доступ в монастырь монахам, семинаристам, паломникам. И с помощью махинаций попросту воруют то, что наш народ почитал десять веков.
На Украине возникла новая реальность. То, что могло бы вызывать благоговение и гордость перед лицом соседних стран, вызывает ненависть. Православная вера, её святые ненавидимы нацистской властью.
О какой «научной ценности» толкует украинский Минкульт? У бандеровцев только одна ценность – как сотворить очередную подлость России, Русской Церкви и Богу.
Все чада Русской Православной Церкви, все, кто причастен к Владимирову Крещению (где бы вы сейчас ни находились – в России, Европе или Австралии), помните и знайте: это ваши святыни попирают в Киеве. Святыни ваших семей, ваших родных и близких.
Святые мощи преподобного Ильи Муромца, Николы Святоши (киевляне помнят район Святошино), игумена Варлаама, Кукши, Прохора, Пимена, Нифонта, святой праведной Иулиании девы, княжны Ольшанской, Григория Чудотворца… Все эти святыни сейчас пребывают в опасности.
И мы, не раз получавшие помощь Печерских святых, любящие их, молящиеся им, с тревогой прислушиваемся к вестям из оккупированного Киева. Из Русского Иерусалима. Уповаем, что Господь услышит нашу молитву и силой военной операции остановит нечистую руку осквернителей.
Ян Таксюр, писатель, православный публицист