Геббельсовская пропаганда, нацеленная на «промывание мозгов» и формирование «правильного мышления» у немцев, опиралась на несколько, пусть и примитивных, но действенных принципов:
- Принцип полуправды. В любом ложном сообщении должен быть элемент всем известной правды — так легче поверить во что угодно.
- Принцип «Чудовищной лжи». «Чем чудовищнее ложь, тем охотнее в нее верят», — это цитата Гитлера.
- Принцип повторения. Одну и ту же ложь нужно постоянно повторять — тогда она станет правдой.
- Принцип простоты. Послание должно быть примитивным — тогда в него быстрее поверят.
- Принцип понятности. Для конкретной аудитории нужно избрать понятный язык.
И еще один важный момент: пропаганда должна воздействовать на эмоции, пропаганда предлагает не факты, а их интерпретацию.
В правоконсервативном Wall Street Journal есть специально подобранная команда, которая специализируется на антироссийской пропаганде: Томас Гроув (Thomas Grove), Милан Черны (Мilàn Czerny) и Дарья Матвийчук (Daria Matviichuk). Томас Гроув, маскирующийся под журналиста и являющийся лидером этой группы, по словам своего же резюме, «освещает противостояние между Россией и Западом для The Wall Street Journal». То есть является профессиональным антироссийским пропагандистом.
«Творчество» указанной айнзатцгруппы Гроува направлено именно на промывку сознания западного читателя и внедрения туда нужных образов и восприятия «ужасной и бесчеловечной» России.
Примером «классического продукта», произведенного айнзатцгруппой, рассмотрим одну из недавних опубликованных статей WSJ. Заголовок сразу же обращает на себя внимание и задает соответствующее восприятие: «Возвращающиеся российские военнопленные платят высокую цену за то, что предпочитают сдачу смерти».
В принципе, дальше можно и не читать, все понятно: с военнопленными в России что-то делают такое ужасное, что лучше из украинского плена и не возвращаться.
Но нам придется погрузиться в эту смесь лжи и извращения и постараться показать, как же современные наемники WSJ одурманивают читателей. Сопоставим текст WSJ с «геббельсовской методичкой».
Необходимо сразу же указать, что в тексте речь идет в том числе и о российских военнослужащих (в\с), набранных из заключенных и попавших в украинский плен. Разумеется, что данная категория в\с всегда является первоочередным объектом интереса и обработки украинских спецслужб. Авторы почему-то напрямую не указывают это обстоятельство и лишь по ходу изложения вскользь упоминают, что речь идет о бывших заключенных.
Итак, первый принцип — полуправда. В любом пропагандистском тексте должен быть элемент всем известной правды. Айнзатцгруппа Гроува соблюла полностью: российские в\с были в украинском плену.
Для соблюдения первого принципа в тексте приводятся реальные события, например осуждение российского военнослужащего Романа Иванишина, который был приговорен к 15 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима после возвращения из украинского плена за добровольную сдачу в плен, попытку добровольной сдачи в плен и дезертирство из воинской части.
Со вторым принципом, с «чудовищной ложью», тоже все хорошо, так как ни одного факта, ни одного доказательства излагаемых наследниками германского пропагандиста в тексте не приведено. Вообще ни одного. Вот с кем беседовали «журналисты» группы Гроува, черпали неопровержимые доказательства «преступности и бесчеловечности режима», и все должны этому верить:
- российский солдат средних лет;
- военнопленные и их семьи говорят;
- один из родственников рассказал;
- беседы с несколькими военнопленными показали;
- один военнопленный рассказал;
- другой солдат рассказал.
Однако в тексте есть и несколько, казалось бы, реальных фамилий, например, упоминается, что некий 31-летний Игорь Долгополов попал в плен после того, как его отправили в Часовой Яр на востоке Украины. Его родственники говорят, что опасаются, что в будущем его могут обменять, а затем отправить обратно на фронт. Никаких следов Долгополова кроме однотипных упоминаний в сетке антироссийских ресурсов, нет.
А далее становится понятно, зачем выдуманный персонаж с фамилией Долгополов появился в тексте — для того, чтобы еще через одно звено «один из родственников Долгополова» заявить главный тезис текста: «Что солдатам, вернувшимся из лагеря для военнопленных, на родине больше не доверяют, их унижают и осуждают командиры подразделений. Этот человек сказал, что для них было бы лучше остаться и жить на Украине и даже получить там гражданство».
Проявляется в тексте уже реальная фигура — некая Валерия Ветошкина*, иноагент и релокант, «юрист, связанная с российской неправительственной организацией «ОВД-Инфо»**». Ветошкина* покинула Россию в 2022 году, откуда у нее могут быть какие-то реальные данные по российским пленным?
А далее следует, по сути, главный персонаж и источник информации — это некий Павел Гугуев, заключенный, осужденный за убийство, причинение вреда здоровью средней тяжести и кражу (статьи 105, 112 и 158 УК). В 2013 году его приговорили к 12 годам лишения свободы. Он провел в заключении десять лет, после чего якобы отправился на СВО и там попал в плен. После чего начал давать какие-то интервью украинским ресурсам с клеветническими заявлениями, и за это его якобы осудили уже в настоящее время. Найти решение суда об осуждении Гугуева «за интервью» не удалось, зато вскрылись некоторые факты (именно факты), которые опровергают всю эту историю, рассказанную группой Гроува.
В сети опубликовано решение суда об отказе удовлетворить апелляционную жалобу осужденного Гугуева П.А. на постановление Елецкого городского суда Липецкой области от 29 ноября 2022 года, которым отказано в удовлетворении ходатайства осужденного Гугуева Павла Александровича о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания. То есть осенью 2022 года Гугуев находился в колонии. Решение суда датировано 26 января 2023 года, Гугуев все еще в колонии. Статьи по которым ему был вынесен приговор в 2013 году ч. 1 ст. 105, ч.1 ст. 112, п. «в» ч. 2 ст. 158, ч. 3 ст. 69, ч. 4 ст. 74, ст. 70 УК РФ (убийство, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, кража) к 11 годам 8 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Однако в этом же постановлении суда указано, что Гугуев «был признан нетрудоспособным в июне 2022 года после осмотра хирургом, который установил, что он нуждается в операции».
Возникает первый вопрос: каким образом, когда и где Гугуев смог пройти военно-врачебную комиссию и быть признанным годным к военной службе?
Возникает второй вопрос: зачем осужденному, отсидевшему весь срок (в 2025 году срок заканчивался), идти на СВО, да еще с букетом болезней?
Но, вспоминая о принципе «чудовищной лжи», все становится на места.
После начала войны на Украине Гугуев из колонии якобы «завербовался на фронт», там попал в плен, вступил в контакт с иностранными спецслужбами. Позже он вернулся в Россию по обмену. Западные и украинские пропагандисты утверждают, что Гугуев якобы был осужден за дачу интервью украинскому блогеру.
Честные последователи нацистского пропагандиста, работающие на WSJ, смело приписывают себе как самостоятельно проведенное исследование (ни одной ссылки на первоисточники) раскрутку мифа о Гугуеве как участнике СВО. На самом деле миф этот был придуман и вброшен «Радио Свобода»*** и украинскими пропагандистами через «Ютуб».
При изучении открытых документов по делу здесь и здесь, а также здесь так называемого «свидетеля» Гугуева, приходим к выводу, что этот персонаж не был на СВО: не получается это по срокам его пребывания в колонии. Вброшенная украинскими ресурсами информация о том, что его якобы судили за интервью (для правдоподобия даже судью указали— Расновский Андрей Владимирович), также не соответствует действительности.
«Журналистам» айнзатцгруппы Гроува, работающих на WSJ, подобные проверки проводить и не надо, их задача — распространить и повторить «чудовищную ложь». Таким образом они реализуют и третий геббельсовский принцип — «многократное повторение лжи». Одну и ту же ложь нужно постоянно повторять вслед за «Радио Свобода»***, тогда она станет вроде бы как «правдой».
Принципы понятности и простоты изложения в статье от группы Гроува также соблюдены. Самым примитивным языком в каждом абзаце повторяется одно и то же: «опасно возвращаться домой», «в России плохо», «пленных допрашивают» и подобное.
В качестве краткого резюме приведем слегка адаптированные к сегодняшнему дню слова профессора Преображенского: «И — Боже вас сохрани — неверьте западным СМИ. — Гм… Да ведь они повсюду. — Вот никому из них и не верьте».
* Минюст России внес Валерию Ветошкину в реестр СМИ-«иноагентов».
** Попал в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иноагента.
*** Признано в России СМИ-иноагентом и нежелательной организацией.
Алексей Самойлов, участник Движения «Другая Украина», начальник аналитического отдела